Может ли Иблис быть прощен Всевышним?

Может ли Иблис быть прощен Всевышним?

Вопрос:

В 38 аяте суры аль-Бакара сказано следующее:

قُلْنَا اهْبِطُواْ مِنْهَا جَمِيعاً فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَن تَبِعَ هُدَايَ فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ 

«Мы сказали: «Низвергнитесь отсюда все!». Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены».

В данном аяте обращение «Низвергнитесь»  употреблено в множественном числе, то есть это касается и Иблиса в том числе. А значит рано или поздно Иблис тоже  может раскаявшись вернуться на путь истины?

Ответ:

Если быть более конкретными, то речь идет о первом случае, когда Иблис сумел сбить человека с пути истины, введя его в заблуждение:

«Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников». Дьявол же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока». (сура аль-Бакара, аяты 35-36).

Но при этом: «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он — Принимающий покаяние, Милосердный» (сура аль-Бакара, аят - 37).

И тогда Всевышний сказал: «Низвергнитесь отсюда все!». Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно» сура аль-Бакара, аяты 38-39).

По мнению некоторых ученых в процитированном вами 38 аяте суры аль-Бакара, обращение: «Низвергнитесь отсюда все!» касается только первого человека Адама и его супругу Хавву, а множественное число, в данном случае, употреблено, потому что принимаются во внимание и последующие поколения людей в том числе. К тому же в арабском языке допускаются случаи когда вместо окончания двойственного числа, применяется окончание множественного.  

Если же считать, что данное обращение касалось и Иблиса, то читая дальше по тексту наличие  «которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены» не исключает существование тех, «которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня». То есть, если первое выражение относится к Адаму (мир ему) и Хавве, то второе выражение употребимо  по отношению к Иблису, и ко всем, кто за ним последовал.

К тому же давайте не будем игнорировать и ниже следующие аяты Священного Корана, где все предельно ясно описано:

«Он [Господь миров] продолжил: «Покинь райскую обитель, незачем тебе проявлять здесь свое высокомерие [мнить себя тем, кем на самом деле не являешься]. Выйди вон, ты [впредь] унижен [не заслуживаешь после такого поступка ни малейшего уважения]. Сатана взмолил: «Господи, дай мне отсрочку до дня Воскрешения [чтобы на протяжении всего этого времени я оставался жив]. Последовал ответ: «Ты — один из ожидающих [этот День. Будешь жить до Конца Света]». (сура аль-Араф, аяты 13-15) .

Также как и здесь:

«Последовал ответ: «Выйди же вон отсюда [из Рая; с того уровня, на который вознесли тебя знания и милость Божья]. Ты, воистину, проклят [удален навечно от Божьей благодати и милости]. На тебе проклятие до Дня Воздаяния [до Конца Света, до Судного Дня]! [Заслужив Божье проклятье своим неуместным умозаключением о превосходстве и проявлением гордыни, Сатана] воскликнул: «Господи! Дай мне тогда отсрочку [возможность свободно жить и не умирать] до Дня Воскрешения людей». [Ему] сказано в ответ: «Тебе дана такая возможность до определенного Дня. Сказал [Сатана]: «Господи, клянусь произошедшим по воле Твоей [на основе моего неправильного действия] обстоятельством потери мною верного пути [из-за обольщения самим собою; следования соблазну выставить себя в более привилегированном положении]!

Я, воистину, приукрашу им (людям) на земле [многое: безобидность совершения грехов и преступлений; бесполезную трату времени и сил; невоспитанность и аморальность] и, несмотря ни на что, всех их буду вводить в заблуждение [ссорить по мелким и никчемным вопросам; эмоционально возбуждать, чтобы разрушать их цели и задачи; вводить в состояние растерянности, потерянности; лишу их смысла жизни], (буду прельщать, обольщать, соблазнять) [всеми правдами и неправдами поведу по пути греха и преступлений, легкомыслия и беспечности]. Кроме тех, кто окажется искренен пред Тобою [Господи]». (Сура аль-Хиджр, аяты 34-39)

И думается врядли кто-то оспорит повеление Аллаха: «Непременно, тобою [Сатана] и теми, кто последует за тобой, всеми вами Я наполню Ад» (сура Сад, аят 85).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle