Фото: elements.envato.com, автор: cre8tive_pixels
Вопрос:
— Ас саляму алейкүм! Мне приходится много путешествовать по работе, часто бываю за рубежом. В последнее время часто сталкиваюсь с кошерной едой (самолеты, гостиницы и т.д.). Принято считать, что кошерная пища является пищей Ахлю Китаб (Людей Писания) и ее можно есть. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом вопросе. (Нияз С.)
Ответ:
— Ва алейкум ас салям ва рахматуллахи ва баракатух!
Ваш вопрос крайне актуален в современных условиях, и мнения ученых по нему расходятся, что связано с тонкостями в интерпретации исходных религиозных текстов и условий их применения сегодня. Давайте разберем этот вопрос всесторонне, опираясь на ханафитский мазхаб.
Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит:
«Сегодня вам разрешено [употреблять в пищу] благое. И пища людей Писания [при определенных условиях] разрешена вам, а ваша пища разрешена им» (Аль-Маида, 5).
На первый взгляд, этот аят ясно указывает на дозволенность пищи, приготовленной иудеями и христианами, к которой относится и кошерная еда. Однако ключевым моментом является понимание того, кого в наше время относить к «Людям Писания» и какие условия должны быть соблюдены при приготовлении их пищи, особенно мяса.
Виноградное сусло: халяль или харам?
Кошерная пища – это пища, соответствующая строгим диетическим законам иудаизма (кашрута). Как и в исламе, эти законы запрещают употребление свинины, крови и мертвечины. Тем не менее, между халялем и кошером существуют фундаментальные различия. Кашрута предписывает не смешивать мяса с молочным продуктами, для них используется отдельная посуда.
Ученые ханафитского мазхаба, опираясь на сунну Пророка ﷺ и практику сподвижников, установили три обязательных условия, при которых мясо, забитое Людьми Писания, считается халяль:

Фото: elements.envato.com, автор: composter-box
Рассмотрим, выполняются ли эти условия в современном кошерном забое.
Таким образом, из-за несоблюдения условия о произнесении имени Аллаха над каждым животным, кошерное мясо становится недозволенным (харам) для последователя ханафитского мазхаба.
- Отдавайте предпочтение халялю: в любой ситуации, где есть доступ к сертифицированной халяльной продукции, следует выбирать ее.
- Растительная пища и рыба: продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, крупы), а также рыба являются безусловно дозволенными в ханафитском мазхабе и могут стать для вас безопасным и доступным вариантом питания.
- Внимательно изучайте состав: даже если продукт помечен как кошерный, проверяйте его состав на наличие запретных ингредиентов, таких как кошерный алкоголь или желатин из нехаляльных животных.
- Действия в крайней необходимости: ислам – религия облегчения. Если вы окажетесь в местности, где полностью отсутствует халяльная пища, и возникнет реальная угроза голода и ущерба здоровью, вам дозволено употребить то, что доступно, в количестве, необходимом для устранения опасности.
Подводя итог можно сказать, что с точки зрения ханафитского мазхаба, современное кошерное мясо не является дозволенным для мусульман, в основном, по причине несоблюдения правила произнесения имени Аллаха над каждым забиваемым животным. Наиболее верным решением является стремление употреблять в пищу то, что однозначно разрешено – сертифицированную халяльную продукцию, а в ситуации ее отсутствия – делать упор на растительную пищу и рыбу.
Аллаху алям. Аллах знает лучше.
Муса Каримов