«Когда завершите обряды, поминайте Аллаха так же, как поминаете своих предков, даже больше. Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам (блага) этой жизни (вроде власти и богатства)!» И нет им доли в вечной жизни! Но среди них есть и те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам благо в земной жизни (благополучие, здоровье, достаток, праведную семью, понимание Куръана, общение с праведниками, знания и поклонение) и благо в вечной жизни (благополучие в могильной жизни, спасение от плохого отчета, избавление от ужаса стояния на месте сбора, вхождение в Рай и наслаждение от созерцания Всевышнего Аллаха) и защити нас от наказания в Аду». Им – доля (награды) за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете» (Бакара, 200-202).
Что касается причины ниспослания аята «Когда завершите обряды, поминайте Аллаха также, как поминаете своих предков, даже больше», существует три мнения:
1. Во времена джахилии (невежества) когда люди во время хаджа собирались вместе, то вспоминали, что совершали их отцы (предки), важные дни и события их истории, и хвастались этим друг перед другом. В связи с этим и был ниспослан этот аят. Данное мнение высказывали Хасан, Ата и Муджахид.
Читайте также: Благодарность как код жизни мусульманина
2. Когда арабы рассказывали о каком-либо событии или просто разговаривали друг с другом, то говорили: «Клянусь своим отцом, что все было так-то и так-то». В связи с этим и был ниспослан данный аят.
3. Когда паломники завершали обряды хаджа, один из них вставал и говорил: «Аллах свидетель, что мой отец был очень щедрым, у него было большое богатство, и он дал мне то-то и то-то».
При этом человек не поминал Аллаха, а вспоминал только своего отца, и просил у Аллаха только мирского. В связи с этим и был ниспослан этот аят. Это мнение было передано от Судди [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/215].
Муджахид указывал, что после завершения хаджа, люди хвалились своими предками не в Мине, а возле Каабы, говоря: «Во времена джахилии люди после завершения выполнения обрядов хаджа, собирались вместе возле Каабы и бахвалились друг перед другом своими предками и славными днями».
(Когда подобные традиции получили продолжение и после прихода ислама) Аллах Всевышний ниспослал аят «Когда завершите обряды, поминайте Аллаха так же, как поминаете своих предков, даже больше» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 46]. В риваяте, переданном от Саида ибн Джубайра, сообщается, что эта похвальба происходила во время стояния на Арафате [Табери, Джамиуль-Байан, 2/173].
В риваяте, переданном от Абу Бакра ибн Айаша, сообщается, что причиной ниспослания той части аята, в которой говорится: «Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам (блага) этой жизни (вроде власти и богатства)!» И нет им доли в вечной жизни!» стало то, что во времена джахилии люди после завершения обрядов хаджа обращались с мольбами к Аллаху, говоря: «О, Аллах! Даруй нам верблюдов. Даруй нам баранов», то есть просили только о мирских благах. В связи с этим и была ниспослана эта часть аята [Табери, Джамиуль-Байан, 2/174].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что часть аята, в которой говорится: «Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам (блага) этой жизни (вроде власти и богатства)!» И нет им доли в вечной жизни!» была ниспослана в отношении бедуинов, которые во время стояния на Арафате просили только о мирском, говоря: «О, Аллах! Дай нам в этом году изобилие, благословение и сделай этот год благим для нас».
А та часть аята в которой говорится: «Но среди них есть и те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам благо в земной жизни (благополучие, здоровье, достаток, праведную семью, понимание Корана, общение с праведниками, знания и поклонение) и благо в вечной жизни (благополучие в могильной жизни, спасение от плохого отчета, избавление от ужаса стояния на месте сбора, вхождение в Рай и наслаждение от созерцания Всевышнего Аллаха) и защити нас от наказания в Аду». Им – доля (награды) за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете» была ниспослана в отношении верующих [Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 32].
Также от Ибн Аббаса передается риваят, касающийся ниспослания той части аята, в которой говорится: «Им – доля (награды) за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете». В этом риваяте сообщается, что один человек пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Мой отец умер, так и не совершив хаджа. Могу ли я совершить хадж от его имени?».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы у твоего отца были долги, разве не мог бы ты выплатить их за него?». Человек ответил: «Конечно же, я бы их оплатил». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах как никто другой достоин того, чтобы Ему возвращали долги». Человек спросил: «А будет ли мне за это какое-то вознаграждение?».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал эту часть аята, из которой становится понятно, что тот, от чьего имени совершают хадж и тот, кто совершает хадж за этого человека, получают вознаграждение за этот хадж [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/288].
Фото: shutterstock.com.