Может ли мусульманин совершить хадж от имени другого человека?

فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاسِكَكُمْ فَاذْكُرُواْ اللّهَ كَذِكْرِكُمْ آبَاءكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا فَمِنَ النَّاسِ
مَن يَقُولُ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا وَمَا لَهُ فِي الآخِرَةِ مِنْ خَلاَقٍ (200) وِمِنْهُم مَّن
يَقُولُ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ (201) أُولَئِكَ لَهُمْ نَصِيبٌ مِّمَّا كَسَبُواْ وَاللّهُ سَرِيعُ الْحِسَابِ (202)

«Когда завершите обряды, поминайте Аллаха так же, как поминаете своих предков, даже больше. Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам (блага) этой жизни (вроде власти и богатства)!» И нет им доли в вечной жизни! Но среди них есть и те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам благо в земной жизни (благополучие, здоровье, достаток, праведную семью, понимание Куръана, общение с праведниками, знания и поклонение)  и благо в вечной жизни (благополучие в могильной жизни, спасение от плохого отчета, избавление от ужаса стояния на месте сбора, вхождение в Рай и наслаждение от созерцания Всевышнего Аллаха) и защити нас от наказания в Аду». Им –  доля (награды) за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете» (Бакара, 200-202).

Что касается причины ниспослания аята «Когда завершите обряды, поминайте Аллаха также, как поминаете своих предков, даже больше», существует три мнения:

1. Во времена джахилии (невежества) когда люди во время хаджа собирались вместе, то вспоминали, что совершали их отцы (предки), важные дни и события их истории, и хвастались этим друг перед другом. В связи с этим и был ниспослан этот аят. Данное мнение высказывали Хасан, Ата и Муджахид.

Читайте также: Благодарность как код жизни мусульманина

2. Когда арабы рассказывали о каком-либо событии или просто разговаривали друг с другом, то говорили: «Клянусь своим отцом, что все было так-то и так-то». В связи с этим и был ниспослан данный аят.

3. Когда паломники завершали обряды хаджа, один из них вставал и говорил: «Аллах свидетель, что мой отец был очень щедрым, у него было большое богатство, и он дал мне то-то и то-то».

При этом человек не поминал Аллаха, а вспоминал только своего отца, и просил у Аллаха только мирского. В связи с этим и был ниспослан этот аят. Это мнение было передано от Судди [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/215].

Муджахид указывал, что после завершения хаджа, люди хвалились своими предками не в Мине, а возле Каабы, говоря: «Во времена джахилии люди после завершения выполнения обрядов хаджа, собирались вместе возле Каабы и бахвалились друг перед другом своими предками и славными днями».

(Когда подобные традиции получили продолжение и после прихода ислама) Аллах Всевышний ниспослал аят «Когда завершите обряды, поминайте Аллаха так же, как поминаете своих предков, даже больше» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 46]. В риваяте, переданном от Саида ибн Джубайра, сообщается, что эта похвальба происходила во время стояния на Арафате [Табери, Джамиуль-Байан, 2/173].

В риваяте, переданном от Абу Бакра ибн Айаша, сообщается, что причиной ниспослания той части аята, в которой говорится: «Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам (блага) этой жизни (вроде власти и богатства)!» И нет им доли в вечной жизни!» стало то, что во времена джахилии люди после завершения обрядов хаджа обращались с мольбами к Аллаху, говоря: «О, Аллах! Даруй нам верблюдов. Даруй нам баранов», то есть просили только о мирских благах. В связи с этим и была ниспослана эта часть аята [Табери, Джамиуль-Байан, 2/174].

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что часть аята, в которой говорится: «Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам (блага) этой жизни (вроде власти и богатства)!» И нет им доли в вечной жизни!» была ниспослана в отношении бедуинов, которые во время стояния на Арафате просили только о мирском, говоря: «О, Аллах! Дай нам в этом году изобилие, благословение и сделай этот год благим для нас».

Кто такие хумс, и каким превосходством они обладали?
«Паломники из числа курайшитов говорили: «Мы обитатели Бейтуллаха (то есть являемся жителями Харема). Поэтому мы возвращаемся из Мины (проведя стояние там), а не с Арафата как все остальные люди».
11.01.2022
2178

А та часть аята в которой говорится: «Но среди них есть и те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам благо в земной жизни (благополучие, здоровье, достаток, праведную семью, понимание Корана, общение с праведниками, знания и поклонение) и благо в вечной жизни (благополучие в могильной жизни, спасение от плохого отчета, избавление от ужаса стояния на месте сбора, вхождение в Рай и наслаждение от созерцания Всевышнего Аллаха) и защити нас от наказания в Аду». Им – доля (награды) за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете» была ниспослана в отношении верующих [Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 32].

Также от Ибн Аббаса передается риваят, касающийся ниспослания той части аята, в которой говорится: «Им – доля (награды) за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете». В этом риваяте сообщается, что один человек пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Мой отец умер, так и не совершив хаджа. Могу ли я совершить хадж от его имени?».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы у твоего отца были долги, разве не мог бы ты выплатить их за него?». Человек ответил: «Конечно же, я бы их оплатил». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах как никто другой достоин того, чтобы Ему возвращали долги». Человек спросил: «А будет ли мне за это какое-то вознаграждение?».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал эту часть аята, из которой становится понятно, что тот, от чьего имени совершают хадж и тот, кто совершает хадж за этого человека, получают вознаграждение за этот хадж [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/288].

Фото: shutterstock.com.

Социальные комментарии Cackle