В Священном Коране сказано:
«Вот дьявол приукрасил для них их деяния и сказал: «Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству». Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (сура Аль-Анфаль, аят 48).
По общему мнению большинства ученных, этот аят имеет отношение к следующим событиям. Когда племя Курайш собиралось выступить в поход для участие в сражение при Бадре, было принято решение выйти позже, потому как, опасались нападения племени Бану Кинан, с которыми была кровная месть.
Жаждущий этого сражения Иблис пришел к курайшитам в обличии одного из вождей Бану Кинан Сурака ибн Малика и сказал: «Сегодня с вами никто не сможет сравнится! Я помогу вам в том, чтоб никто из племени Бану Кинан вас не побеспокоил». Получив такие гарантии курайшиты выступили в поход.
Как выстроились ряды, Пророк (ﷺ), взяв в руку горсть земли кинул ее в сторону курайшитов. Иблис, увидев ангела Джабраиля, идущего впереди Посланника (ﷺ), испугался, и, схватив за руку Харис ибн Хишама, попытался убежать. Харис спросил: «Еще бой не начался, а ты уже собрался бежать?». На что Иблис ответил: «Я вижу то, что вы не видите», и, ударив в грудь, убежал. Курайшиты проиграли сражение.
Прибыв обратно в Мекку, начали говорить, что потерпели поражение из-за Сураки. Услышавший это Сурака, пришел к курайшитам и сказал: «Вы говорите про меня так-то, так-то, но я даже не ведаю о том, что вы участвовали в сражении, а о том, что вы потерпели поражение узнал только что.» А на вопрос, был ли он них вчера днем, тот поклялся, что знать ничего не знает об этом. Это еще больше ввергло их в растерянность. И лишь бывшие среди них несколько верующих поняли, что в образе Сурака к ним приходил Шайтан. (Тафсируль- Алуси, 10/15; Бейзави, Анварут-танзиль ва асрарут-та’виль,1/113).
Когда же неверующие задумали убить Посланника Аллаха (ﷺ), Шайтан так же приходил к ним в образе человека.
Как сказано в Священном Коране:
«Вспомни (о пророк!) благо Аллаха тебе! Как неверные ухищрялись, чтобы повредить тебе: или задержать и отделить тебя от других, или убить тебя, или изгнать тебя! Они строили свои злые козни, а Аллах послал тебе выход и спасение - отвёл от тебя их злодеяния и спас тебя от них. Аллах посылает тебе то, что лучше, полезнее и приводит к победе. Он - Всемогущий!» (сура Аль-Анфаль, аят 30).
Ибни Аббас (р.а.) пояснил причину ниспослания, данного аята: «Предводители курайшитов собравшись решили пойти к Дарун-Надва. Когда они достигли они достигли дверей к ним на встречу вышел Шайтан, в образе статного и пожилого человека. Когда они спросили: «Кто ты?», он ответил: «Я шейх из Наджида, прибыл к вам прознав, что у вас есть важные дела, и решил помочь вам советом». Тогда они предложили зайти вместе с ними, и он зашел. Когда речь зашла о Посланнике Аллаха (ﷺ) один из них выкрикнул: «Нужно связать его по рукам и ногам, и подождать так пока не найдет он себе в этом положении конец, чтоб сгинул окончательно. Так же как поступили некогда с поэтами Зухейр и Набиа. Он тоже такой же как они.» В это время, Шайтан, находившийся в образе старца из Наджида сказал собравшимся: «Это решение никчемное! Его Бог сделает так, что все его последователи восстанут против вас, как только вы это сделаете, и освободят его из вашего плена. И я не уверен, что после этого его решаться оставить в вашем городе.» На что собравшиеся сказали, шейх прав, необходимо иное решение.
Тогда один предложил: «Выгоните его из города, и пусть идет куда хочет. Оказавшись в ином месте он не сможет принести вреда, и пусть делает потом, что хочет».
На что Шайтан опять возразил: «И это ваше решение никуда не годится! Вы разве не видите, как он своими сладкими речами и умением общаться с людьми, прельщает на свою сторону все больше и больше людей? Если вы так поступите, он пойдет к другим арабским племенам, и сделав их своими союзниками настроит их против вас! А они же потом, перебив вашу аристократию, завладеют вашим городом и имуществом». И опять все согласились, что старейшина прав.
Тогда Абу Джахиль сказал: «Я хочу предложить путь, до которго вы, наверное, сами не догадаетесь, думаю нет иного более верного пути, для решения этой проблемы». Все спросили: «О чем ты?». На что Абу Джахиль ответил: «Из каждого племени выберем одного человека, и дадим каждому острый меч. Пусть они все разом убьют его. Тогда его кровь будет на всех, и вряд ли племя Бану Хашим, к которому он принадлежит, осмелится объявить кровную вражду всем курайшитским племенам. Таким образом мы избавимся от проблем без каких-либо последствий».
На что Шайтан сказал: «Наконец это то решение, которое необходимо. Этот человек говорит правильно. Я не знаю иного более верного решения». Сойдясь на этом мнении курайшиты разошлись. Ангел Джабраиль (а.с.), явившись к Пророку (ﷺ) сказал ему чтоб тот не стелил постель там, где обычно. И сказал, что Пророку (ﷺ) разрешено переселится.
Пророк (ﷺ), как и было указанно в сороковом аяте суры Ат-Тауба переселился в Медину.
После переселения был ниспослан этот аят, пояснивший что именно затеяли курайшиты хотели погубить Пророка (ﷺ) и как Аллах защитил своего Посланника (ﷺ)». (Тафсируль-Табари, 13/491-501)
Как мы видим из толкований ученных, Шайтан может являться к людям в образе человека. Однако, как утверждали Фахруррази и ряд других ученных, Шайтан и иные джинны не могут принимать человеческий облик при каждом своем желании. Ибо не осталось бы доверия между самими людьми.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.