«И они (язычники) препятствуют тому (чтобы люди следовали за Пророком (с.а.с.) и сами сторонятся его. Этим они губят только себя самих, но даже не осознают (этого)» (Аль-Анам, 26).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абдуррахмана ибн Абдана, сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Данный аят был ниспослан в отношении Абу Талиба. С одной стороны, он старался помешать многобожникам причинять страдания посланнику Аллаха (с.а.с.), с другой – он сам отдалялся от истины».
То же самое мнение высказывали Амр ибн Динар и Аль-Касым ибн Мухаймир.
Мукатиль излагает эту историю в более конкретной форме, говоря: «Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) находился рядом с Абу Талибом, призывая его к исламу. В то же самое время в доме Абу Талиба собрались лидеры курайшитов и попытались помешать посланнику Аллаха (с.а.с.) призывать Абу Талиба к исламу.
Абу Талиб прочел посланнику Аллаха (с.а.с.) несколько четверостиший, в которых он говорил, что признает истинность призыва посланника Аллаха (с.а.с.), но боится порицания со стороны своего народа. В связи с этим Аллах Всевышний и ниспослал этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 148].
Куртуби в своем тафсире приводит конкретный пример того, как Абу Талиб защищал посланника Аллаха (с.а.с.), говоря, что это и стало причиной ниспослания данного аята.
В этом риваяте говорится: «Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) пришел к Каабе, чтобы совершить там намаз. Когда он уже приступил к намазу, Абу Джахль, обращаясь к многобожникам, спросил: «Кто пойдет и нарушит намаз этого человека?».
Тогда Абдуллах ибнуз-Зибара, поднявшись на ноги, взял одной рукой горсть нечистот, а в другую ладонь зачерпнул кровь, и, подойдя к посланнику Аллаха (с.а.с.), вымазал ему лицо этими нечистотами и кровью.
Посланник Аллаха (с.а.с.) прервал свой намаз, пришел к своему дяде Абу Талибу и сказал: «О, дядя! Разве ты не видишь, что они делают?». Абу Талиб спросил: «Кто сделал это с тобой?». Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Абдуллах ибнуз-Зибара».
Абу Талиб встал, взял свой меч и направился к тому месту, где сидели многобожники. Увидев приближающегося к ним Абу Талиба, многобожники начали было вставать со своих мест, но Абу Талиб сказал: «Если хоть один из вас встанет, то обнаружит мой меч у себя в темени». После этих слов они остались сидеть на местах.
Повернувшись к посланнику Аллаха (с.а.с.), он спросил: «Сынок! Кто сделал это с тобой?». Когда посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Абдуллах ибнуз-Зибара», Абу Талиб взял горсть нечистот и крови и вымазал ему все лицо, бороду и одежду, после чего пригрозил им. И тогда был ниспослан аят: «И они (язычники) препятствуют тому и сами сторонятся его».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, дядя! Посмотри, этот аят ниспослан в отношении тебя». Абу Талиб спросил: «Что это значит?». Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Ты не позволяешь курайшитам причинять мне страдания, однако сам ты не веруешь в меня» [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 6/261].
Это интересно! Читайте также: Есть такие, которые приравнивают к Аллаху идолов и любят их так же, как Аллаха...
Мухаммад ибнуль-Ханафиййа, Судди и Даххак говорили, что данный риваят был ниспослан в отношении мекканских кяфиров (неверующих). Так же, как они сами отдалялись от призыва посланника Аллаха (с.а.с.), точно так же они старались помешать другим людям последовать этому призыву.
В риваяте Валиби сообщается, что Ибн Аббас говорил то же самое [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 148].
Саид ибн Абу Хилял говорил: «Данный аят был ниспослан в отношении дядей посланника Аллаха (с.а.с.), которых было десять. На первый взгляд все они поддерживали посланника Аллаха (с.а.с.) и были на его стороне. Однако в душе они были против его призыва» [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 3/243; Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/261].
Актуально! Читайте также: Вопрос, который никогда не задавали первые мусульмане
Однако следует отметить, что у посланника Аллаха (с.а.с.) не было десяти дядей. Так как у Абдульмутталиба было всего десять детей, включая отца посланника Аллаха (с.а.с.), и часть из них умерла еще в детстве, то есть до того, как посланник Аллаха (с.а.с.) получил пророчество. Поэтому у данного мнения не было сторонников.
Исходя из того, что в аяте использовано обращение во множественном числе, по всей видимости, действия, описываемые в аяте, были присущи не одному человеку, Абу Талибу, а как минимум нескольким людям.
Возможно, помимо Абу Талиба, сюда следует отнести и других дядей посланника Аллаха (с.а.с.) (за исключением Хамзы и Аббаса), которые внешне поддерживали его и оказывали ему помощь, однако не последовали за его призывом.
Более того, заключительная часть данного аята, в которой говорится: «Этим они губят только себя самих, но даже не осознают (этого)», как будто бы подкрепляет последний риваят.