Месяц джумадаль-уля: что значительного случилось в этот месяц?

Наступает пятый месяц мусульманского лунного календаря, который называется джумадаль-уля или джумадаль-авваль. Арабское слово «джумада» используется для обозначения засухи, поскольку эти два месяца – джумадаль-уля и джумадаль-ахир были самыми засушливыми.

По традиции мы рассказываем вам о тех событиях, которые произошли в конкретном месяце исламского календаря, и об известных людях, которые родились или ушли из жизни в этом месяце.

В этом месяце родились два замечательных человека из поколения сподвижников и первых мусульман и, наоборот, ушли из жизни два великих ученых исламской общины. С помощью Аллаха, мы вкратце поведаем вам об их биографии.

Итак, в 5-ый день этого месяца родилась внучка Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Зейнаб бинт Али. Это произошло в 6-м году по хиджре. Она была третьим ребенком в семье Али и Фатимы (да будет доволен Аллах ими обоими). По преданию, ее имя, которое означает «украшение своего отца», ей дал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

В 18 г. по хиджре Зайнаб вышла замуж за Абдаллаха ибн Джафара, в браке с которым родила пятерых детей: сыновей Мухаммада, Джафара, Ауна и Али, а также дочь Умм Кульсум. Хотя Абдуллах ибн Джафар обладал некоторым состоянием, супруги вели скромную жизнь и тратили значительные средства на благотворительность.

Зейнаб (да будет доволен ей Аллах) была очень набожной и благочестивой женщиной, она проводила все свое время в чтении Корана и изучении других религиозных наук. Вследствие своей чрезвычайной скромности, она почти не показывалась на людях, за что ее называли сайида Хайя (госпожа скромность). Также Зейнаб старалась помогать людям, никогда не отказывая в помощи бедным и нуждающимся.

Скончалась она (да будет доволен ей Аллах) 14-го раджаба 62 года хиджры.

В 15-й день месяца джумадаль-уля 38 года хиджры родился великий табиин Али ибн Хусейн, более известный под именем имам Зейнуль-Абидин (украшение поклоняющихся), которое он получил за свою замечательную набожность. Его отцом был Хусейн, внук Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а матерью - персидская царевна Шахр Бану — дочь последнего сасанидского шаха Ирана Йездигерда III.

По преданию, когда шах погиб в сражении, а его дочери попали в плен, имам Хусейн выкупил ее из плена и, после того, как она приняла ислам, женился на ней. Через несколько лет у нее родился ребенок, мальчик по имени Али. Его мать скончалась вскоре после родов, и мальчика воспитала рабыня его отца, которая стала ему второй матерью.

Мальчик с детства отличался особой набожностью и любовью к получению религиозных знаний. Он много времени проводил в мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, где можно было встретить немало сподвижников и других ученых людей, которые обучали молодых людей Корану, передавали им истории из жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его наставления, знакомили их с арабской поэзией.

Юный Али был также очень усердным в поклонении Аллаху, особенно, в совершении обязательных и желательных намазов – за что в конце концов получил свое прозвище Зейн-аль-‘Абидин — «украшение поклоняющихся». И, поскольку он подолгу и с упоением совершал земные поклоны, то жители Медины стали называть его Саджжад — «совершающий много земных поклонов».

По преданию, Зейн аль-Абидин был человеком кротким и терпеливым, который старался прощать даже тех людей, которые оскорбляли его без причины и поступали с ним дурно. Один из жителей Медины рассказывает:

«Когда Зейн-аль-‘Абидин вышел из мечети, я последовал за ним и стал поносить его, не имея никаких причин для этого. Люди бросились ко мне, желая проучить меня, и, если бы им удалось схватить меня, они бы непременно переломали мне кости, прежде чем отпустить. Зейн-аль-‘Абидин повернулся к людям и сказал: “Оставьте человека в покое”. И они оставили меня в покое.

Увидев, как я испуган, он повернулся ко мне с приветливым выражением лица и успокоил меня, после чего сказал: “Ты поносил нас, упоминая о том, что тебе известно, а то, чего ты о нас не знаешь, ещё хуже”. Потом он спросил меня: “Есть ли у тебя какая-нибудь потребность, в удовлетворении которой мы могли бы помочь тебе?” Мне стало стыдно перед ним, и я ничего не ответил.

Увидев, что мне стыдно, он набросил на меня плащ, который был на нём, и велел дать мне тысячу дирхемов. И после этого каждый раз, встречая его, я непременно говорил: “Я свидетельствую, что ты один из потомков Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!”»

Всевышний наделил Зейн аль-Абидина большим имуществом. У него была очень прибыльная торговля и прекрасные пашни. За имуществом следили его слуги. Земледелие и торговля приносили ему большой доход, большую часть которого он тратил на помощь другим людям.

По преданию, когда наступала ночь, он взваливал на свою спину мешки с продуктами и шел в бедные кварталы города, где оставлял эти блага у домов людей, которые нуждались в помощи, но стыдились просить о ней. Утром, находя эти щедрые дары, люди гадали, откуда же к ним приходит помощь? И только когда Али ибн Хусейн скончался, и помощь перестала приходить к ним, они поняли, кто оказывал им ее.

Когда тело покойного Зейнуль-Абидина положили на стол для омовения покойных, омывавшие его обнаружили на его спине тёмные следы и спросили:

— Что это?

Люди ответили им:

— Это следы от мешков с мукой, которые он приносил в сотню мединских домов. Эти дома лишились своего кормильца с его смертью.

 

Теперь расскажем о двух великих ученых, которые скончались в этом месяце. В 10-ый день месяца джумадаль-уля 660 года хиджры (1262 года н.э.) скончался великий богослов имам Иззуддин ибн Абдуссалям, которого еще при жизни прозвали «султан аль-уляма» - предводитель ученых.

Его жизнь была очень бурной и полной событиями. Будучи в детстве бедным сиротой, который не знал, где ему приклонить голову, затем он становится одним из самых известных и авторитетных ученых своего времени.

Полное имя этого ученого Иззуддин Абу Мухаммад АбдульАзиз ибн Абдуссалям ибн Абуль-Касим ибн аль-Хасан ас-Сулями ад-Димашки аш-Шафии. Он родился в 1181 или 1182 году (по разным данным) в Дамаске. Он рано потерял родителей и, поскольку они были люди бедные, то после их смерти, будущий ученый остался совершенно без средств к существованию.

Чтобы попытаться раздобыть себе пропитание, он отправляется в мечеть, где известный историк и богослов Ибн Асакир, узнав о его нужде, устраивает его работать сторожем в мечети. Но затем, увидев тягу юноши к знаниям, Ибн Асакир начинает давать ему уроки и помогает получить религиозное образование.

Иззуддин усердно учился различным исламским дисциплинам: право (фикх) он изучал у Ибн Асакира и Джамалуддина АбдульХамида аль-Харситани, усуль аль-фикх и вероучение у Сайфуддина аль-Амиди, науки очищения сердца — у шейхов Сухраварди и АбульХасана аш-Шазили.

Во время правления султана аль-Малика Ашрафа Мусы шейх Абдуссалям подвергся гонениям, став жертвой клеветы со стороны недобросовестных ученых. Поверив козням его недругов – что он якобы выносит неправильные решения по некоторым вопросам, султан запретил ему издавать фетвы и заключил его под домашний арест. Однако, по просьбе богослова ханафитского мазхаба Джамалуддина султан отменил свое решение и попросил прощения у великого шейха.

Он пользовался авторитетом не только у богословов, но и правителей исламского мира своего периода. После его смерти султан Захир Бейбарс, правитель Сирии и Египта, так отзывался о нём: «Только теперь я утвердился во власти, ибо если бы он (Ибн Абдуссалам) повелел людям выполнить любую его волю, то они поспешили бы исполнить его веление».

Скончался великий ученый в 1262 году в Каире, в возрасте 81 года.

Напоследок, упомянем еще одного великого ученого, который скончался в этом месяце. 19 числа месяца джумадаль-уля 911 года хиджры (или в 1505 году н.э.) умер имам Джалалуддин ас-Суюти.

Полное его имя было Джалалуддин Абуль-Фадль Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти, он родился в Каире, в 1445 году н.э. Это был выдающийся исламский богослов, который, по мнению ученых-историков, был одним из самых плодовитых авторов арабо-мусульманской литературы.

За 60 лет своей жизни он успел написать более 600 книг по самым различным областям религиозного знания. Самая известная его работа – это Тафсир аль-Джалалейн (который он написал в соавторстве с имамом Джалалуддином аль-Махалли).

Будущий имам Джалалуддин родился в семье шафиитского факиха Камалуддина ас-Суюти. Считается, что предки его отца были родом из Персии, потом переселились в Багдад, а потом обосновались в городе Асьют или ас-Суют (порт на реке Нил), где и родился сам ученый.

Мальчик рано лишился отца – в шесть лет он остался сиротой, и его воспитанием занялся шейх Камалуддин ибн аль-Хуммам. В восемь лет юный ас-Суюти уже знал наизусть Коран, после чего он выучил «Умда аль-ахкам» Ибн Дакик аль-Ида, «Минхаж» имама ан-Навави, «Аль-Усуль» имама аль-Байдави и «Алфийю» имама Ибн Малика.

Фикх и грамматику ему преподавали несколько ученых, а науку о разделе наследства (мирас) — шейх Шихабаддин аш-Шармасахи. В 17 лет ас-Суюти получает разрешение (иджазу) на преподавание арабского языка. В 27 лет он получил иджазу на преподавание и вынесение фетв. В поисках знаний он побывал в городах Шама, Хиджаза, Йемена, Восточной Африки и Индии.

Современники вспоминали о нем:

«Достигнув возраста сорока лет, имам отвернулся от мирской жизни и, порвав связь со всеми, уединился в поклонении Аллаху и не пускал к себе никого. Также он оставил преподавание и вынесение фетв. В уединении имам занялся редактированием своих трудов. Богачи и правители приходили к нему, желая посетить его.

Они предлагали имаму своё имущество, однако он отвергал его. Он предупреждал посланников султана, чтобы ему не приносили подарков, говоря: «Всевышний Аллах избавил нас от подобного». Ас-Суюти обходил стороной дворец султана и дома других вельмож. Несколько раз его звали посетить их, однако имам не явился на приглашение»

В последний период своей жизни ас-Суюти уже не выходил из дома. Он умер на 61-м году жизни утром в пятницу 17 октября 1505 года или 19 числа месяца джумадаль-уля 911 года хиджры.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle