Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (аль-Муминун ,1-2).
Некоторые ученые арабского языка говорят, что слово «аль-хушу'» означает такие деяния сердца, как «страх» и «кротость». Другие говорят, что «аль-хушу'» больше связано с внешними деяниями и означает «спокойствие частей тела», «сосредоточенность» и «концентрация».
Что касается ученых фикха, то их споры в основном ведутся относительно положения (хукма) смиренности в намазе. Есть два основных мнения в этом вопросе. Часть ученых говорят, что «аль-хушу'» (смиренность) в молитве является фарзом, а другие придерживаются того мнения, что это – желательно. Первая группа ученых в качестве доказательства ссылаются на различные аяты и хадисы. В одном из аятов Аллах говорит: «Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Та Ха, 14).
Беспечные в своих молитвах люди не способны помнить об Аллахе, а значит, они не достигают той цели, ради которой должна совершаться молитва, а именно – ради поминания Аллаха. Поэтому, запрещая людям быть беспечными, Всевышний изрек: «И не будь в числе беспечных» (аль-А'раф, 205). Есть также множество хадисов, которыми аргументируют свое мнение первая группа ученых.
В одном из них пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Аллах не обратит внимания на намаз того, кто молится лишь телом, а не сердцем».
Не важно, кто прав в этой дискуссии относительно хукма смиренности в намазе. Важно лишь то, что каждый мусульманин должен стремиться к полной смиренности в своей молитве и брать пример с наших предшественников, о поклонении которых передается множество сообщений.
Передается, что когда Али ибн Хусейн (да помилует его Аллах) совершал омовение, его лицо белело от испуга. Люди спрашивали его: «Почему это с тобой происходит?», на что Али отвечал: «Вы знаете, перед кем я сейчас встану?»
Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) говорил: «Два раката молитвы, которая проходит в размышлении, намного лучше той молитвы, что человек совершает всю ночь, но с беспечным сердцем».
Сообщается, что однажды, когда Халяф ибн Айюб (да будет доволен им Аллах) стоял на намазе, его ужалила пчела. С ранки потекла кровь. Однако Халяф не обратил на это никакого внимания. Вскоре увидевший кровь на одежде Халяфа сообщил ему об этом, и тот постирал ее. Удивленные люди спросили сподвижника: «Как ты не почувствовал укус пчелы?» Халяф ответил: «Я стоял перед Царем и Господом мироздания, представив над своей головой ангела смерти, слева от себя Ад, а под ногами мост ас-Сырат. Как же я мог заметить такую мелочь?»
О, Аллах! Даруй нам всем смиренность, которой обладали сподвижники и табиины и разбуди нас от продолжительного сна беспечности! Амин!
Islam-Today