«Этим [Раем и его благами] Аллах радует Своих верующих рабов, совершавших хорошие поступки. Скажи [неверующим, о Мухаммад]: «Я не прошу у вас за это [доведение послания] никакой награды, кроме доброго отношения ради нашего родства [все курайшиты были родственниками друг другу]». Кто совершит благое, тому Мы увеличим его [многократно]. Поистине, Аллах – Прощающий [грехи], Благодарный» (Аш-Шура, 23).
Любить достопочтенного Пророка (с.а.с.), его семью и своих близких, относиться друг к другу с любовью и уважением − это одно из непременных условий имана каждого мусульманина. Всевышний Аллах в приведенном аяте напоминает нашему Пророку о том, что за выполнение важной и трудной пророческой миссии от людей не требуется ничего другого, кроме любви к ближнему. В предыдущем аяте Аллах сообщает о том, что те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями Рая. А в этом аяте Он доводит до верующих радостную весть о том, что любовь ради близости к Аллаху и есть то добро, за которое воздаянием станет еще большее добро в ахирате.
В этой связи, любовь и уважение нужно рассматривать как принцип социальной жизни мусульман, как основу их вероубеждения и поклонения. Там, где отсутствуют любовь и уважение, не может быть ни искренности имана, ни успеха и заслуг в поклонении. Раб Всевышнего должен с любовью уверовать в Него. Ведь Он сотворил нас, и Он ближе всех к нам, даже ближе, чем наша шейная артерия. Не случайно, в 16-м аяте суры «Каф» говорится об этом:
«Мы создали человека и знаем все, что нашептывает ему душа [нафс]. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф», 16).
Поэтому питать любовь к ближнему нужно, прежде всего, ради любви к Аллаху. А тот, кто любит Аллаха, должен последовать за нашим Пророком (с.а.с.), избранным Аллахом и направленным в качестве Его Посланника, и любить его (Ãли Имран, 31).
Верующий должен считать Аллаха и Его посланника дороже и ближе себя самого и любого другого на Земле. В аяте в связи с этим любовь упомянута, как воздаяние за исполнение рисалята (миссии Посланника) и как одно из условий имана. Человек не уверует от всего сердца в то, чего он не любит.
Из любви к Пророку (с.а.с.) исходит необходимость любить и членов его семьи, и его близких. В широком понимании, близким к нашему Пророку (с.а.с.) можно считать любого, кто, приняв его пророчество, идет по его пути. Поэтому все мусульмане как родные братья близки друг другу. Как сказано в одном хадис-шарифе:
«Верующие словно камни, из которых построено здание: они поддерживают друг друга».
Это значит, что «любовь к ближним» включает в себя любовь к Аллаху, Пророку (с.а.с.) и всем верующим. Наш Пророк (с.а.с.) просит от нас в ответ на его пророческую миссию лишь одного − нашей любви. В узком понимании, «любовь к близким» означает любовь к ахль-байту, т. е. к домочадцам нашего Пророка (с.а.с.). Сюда входят любимая дочь Пророка Фатима (р.а.), его зять и племянник Али и их дети Хасан и Хусейн (р.а.) – любимые внуки Пророка (с.а.с.).
Имевшие место в истории горестные события открыли глубокие раны в душах мусульман. Это такая боль и такая печаль! Одновременно эти события многократно усилили любовь мусульман к ахль-байту. Если рассматривать вместе эти два подхода, широкий и узкий, то можно считать, что каждый покорившийся Аллаху верующий будет в числе тех «мукаррабов», приближенных в Садах блаженства, о которых сказано в аятах 10 и 11 суры «Аль-Вакига».
С учетом этого, наш Пророк (с.а.с.) просит мусульман любить Аллаха, Его посланника, ахль-байт и приближенных к Аллаху. Одновременно это указывает на важное значение чувства любви в нашей религии.