Знание лекарства от рийа связано со знанием не только причин и вреда рийа (показухи), но также и со знанием причин и пользы ихляса (искренности) являющегося ее противоположностью.
Причиной рийа являются любовь к уважению и почету, а также стремление занять высокое место в сердцах людей. Чтобы люди восхваляли человека и не порицали его.
Посредством этого человек стремиться либо занять непосредственно то место, которого он желает, либо посредством этого удовлетворить иные свои желания.
Что же касается вреда от показухи, то самым большим вредом от нее является ширк. Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом (воскрешение и воздаяние), пусть совершает праведные дела и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (аль-Кяхф 18/110).
В хадисе, переданном от Ибн Масуда (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если человек хорошо совершает свой намаз, когда его видят другие, и не делает его так же хорошо, оставшись один, то это принижение и издевательство. Это — принижение Господа и издевательство над Ним».
Передается от Махмуда ибн Лябида (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ сказал:
اِنَّ أَخْوَفَ مَا أَخَافَ عَلَيْكُمْ الشِّرْكُ الْأَصْغَرُ
«Больше всего для вас я боюсь малого ширка».
Сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! А что такое малый ширк?». Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Это — рийа (показуха). Когда Великий и Всемогущий Аллах будет давать воздаяние за совершенные рабами деяния, Он скажет (тем, кто совершал деяния ради показухи): «Отправляйтесь к тем, ради кого вы совершали свои деяния в мирской жизни, и посмотрите есть ли для вас какое-то воздаяние?».
В хадисе, переданном от Джабаля аль-Яхсуби (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«К тому, кто совершал свои действия ради показухи, в судный день обратятся со следующими словами: «Эй, грешник! Эй, изменник! Эй, неверующий! Эй, потерпевший убыток! Все совершенные тобой деяния пропали впустую. У тебя не осталось никакого вознаграждения. Иди к тем, ради кого ты совершал их, и проси вознаграждение у них».
В хадисе, переданном от Даххака (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Аллах Всевышний сказал: «Я — наилучший из партнеров. Тот, кто в каком-либо деле приобщит ко Мне какого-либо соучастника, то это дело будет принадлежать этому соучастнику. О, люди! Совершайте свои деяния искренне. Так как Аллах принимает только те деяния, которые совершены абсолютно искренне, ради Него. И не говорите: «Это деяние ради Аллаха и ради поддержания родственных связей», так как это дело будет только ради поддержания родственных связей и Аллаху ничего не будет от этого дела. И не говорите: «Это деяние ради Аллаха и ради вас», так как это дело будет только ради вас, и там ничего не останется ради Аллаха».
Существует большое количество аятов и хадисов, в которых порицается рийа (показуха). Приводить их все здесь нет необходимости.
Для мусульманина, обладающего разумом, будет вполне достаточно того, что мы уже упомянули. Даже задумавшись на мгновение, человеческий разум сразу же поймет насколько скверна рийа (показуха).
Поклонение предназначено для возвеличивания Аллаха Всевышнего и приближения к Нему, а рийа делает поклонение средством достижения совершенно других целей. Показуха подразумевает посредством совершаемого поклонения приблизиться к людям и попытку добиться их любви и расположения.
Если бы другие люди узнали об истинном намерении этого человека, то отвернулись бы от него с чувством глубокого отвращения. Но Аллах Всевышний знает его положение и его истинное намерение. Поэтому правильнее всего испытывать к этому человеку презрение и отвращение.
Так как подобными действиями этот человек как будто бы насмехается и издевается над Аллахом. Прибегаем к защите Аллаха Всевышнего от подобного.
Минимальным вредом показухи является хитрость, обман и поклонение кому-то другому, помимо Аллаха Всевышнего. Любая форма показухи, вне зависимости от степени запретности той или иной формы, делает ее категорически запрещенной.
Конечным же итогом показухи станет мучительное наказание, неприятие ни одного из совершенных деяний, и уменьшение вознаграждения.
Причинами ихляса, то есть факторами, способствующими его возникновению, являются вера (иман) и знание того, что ихляс (искренность) является ваджибом, и что наличие искренности является обязательным условием для того, чтобы деяния, совершенные человеком были приняты Аллахом Всевышним.
Что касается пользы ихляса, то по этому поводу Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Им было приказано поклоняться Аллаху – искренне только Ему одному, будучи верующими» (аль-Беййина 98/5).
«(Послушайте же, люди)! Аллах ведь принимает лишь (искреннюю) веру в Него» (аз-Зумар 39/3).
В хадисе, переданном от Анаса (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Кто отвернется от мирской жизни искренне, только ради одного лишь Аллаха всевышнего, у Которого нет сотоварища; будет совершать намаз и выплачивать закят, тот отвернется от мирской жизни, будучи тем, кем доволен Аллах Всевышний».
Муаз ибн Джабаль (р.а.) рассказывал: «Когда я был назначен наместником в Йемене, я сказал посланнику Аллаха ﷺ: «О, посланник Аллаха! Дай мне наставление». Он сказал:
«Будь искренен в своей религии, и тебе будет достаточно даже небольшого количества деяний».
Савбан (р.а.) рассказывал: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Пусть же возрадуются искренние! Они — светильники прямого пути. Благодаря им исчезает смута и тьма».
В хадисе, переданном от Абу Дарда (р.а.), сообщается, что Посланник ﷺ говорил:
«Мирская жизнь проклята. И проклято всё, что в ней, за исключением того, что делается ради довольства Аллаха Всевышнего».
Передается от Абу Зарра (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Обретет успех тот, чье сердце будет искренне в вере; язык будет правдив; душа — умиротворена; нравственность — непорочна; чьи уши слышат истину, а глаза видят истину. Ухо — это слушающий, а глаз — это тот, кто подтверждает то, что хранит в себе сердце. Спасется тот, кто сделает свое сердце сосудом, наполненным истиной».
Польза ихляса (искренности) состоит в том, что человек удостоится довольства Аллаха Всевышнего, его деяния будут приняты, и в судный день он будет спасен.
Продолжение следует…
Из книги «Тарикату Мухаммадиййа. Путь Ахлю-Сунна»