«Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди, и просите у Аллаха прощения. Поистине, Аллах – Прощающий, Милующий» (Бакара, 199).
В риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси по своей цепочке от Аиши, говорится: «Паломники из числа курайшитов говорили: «Мы обитатели Бейтуллаха (то есть являемся жителями Харема). Поэтому мы возвращаемся из Мины (проведя стояние там), а не с Арафата как все остальные люди». Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди, и просите у Аллаха прощения».
В риваяте, который привел Муслим в своем «Сахихе», раскрывается причина того, почему курайшиты думали таким образом. Передается от Джубайра ибн Мут`има, который рассказывал: «Во время стояния на Арафате я потерял своего верблюда, и отправился его искать. Я увидел, что посланник Аллаха ﷺ проводит стояние на горе Арафат вместе с другими людьми, и тогда я сказал: «Разве он (посланник Аллаха ﷺ) не ахмас? Что он здесь потерял (то есть разве он не должен совершать стояние в Муздалифе)?».
Суфьян, являвшийся одним из рави (передатчиком) этого хадиса, говорил: «Ахмас означает непоколебимый в религии, то есть фанатик. Курайшитов называли – хумс. Во времена джахилии их посетил шайтан и внушил им васвасу, сказав: «Если во время хаджа вы выйдите за пределы Харема, то ваш авторитет в глазах людей упадет, и они перестанут почитать ваш Харем».
И они во время стояния (вакфа) не выходили за рамки Харема, совершая стояние в Муздалифе. Когда же пришел ислам, то Аллах Всевышний ниспослал аят «Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди, и просите у Аллаха прощения». Здесь под местом откуда возвращаются другие люди, подразумевается Арафат».
Риваят, переданный Вахиди от Джубайра ибн Мут`има, Муслим приводит в своем «Сахихе» в более коротком варианте. А именно:
«В день Арафа я отправился искать своего потерявшегося верблюда. Я увидел посланника Аллаха ﷺ стоящего на Арафате вместе с другими людьми. Я сказал сам себе: «Разве этот человек не ахмас? Что он там потерял?». Курайшиты считались «хумс»».
Однако, как указывает Кады Ийад, хадж, во время которого Джубайр ибн Мут`им видел посланника Аллаха ﷺ, был еще до хиджры и до того, как сам Джубайр ибн Мут`им принял ислам. Это мнение подкрепляет тот риваят, в котором говорится, что проведение ахмасами стояния в Муздалифе, а не на Арафате, является обычаем времен джахилии.
Значит, еще до переселения в Медину посланник Аллаха ﷺ во время хаджа шел наперекор этим обычаям времен джахилии (невежества), однако отмена этого обычая аятом из Корана произошла гораздо позже.
Муслим приводит риваят, который передал Хишам от своего отца, и в котором содержится несколько иная информация, касающаяся «хумс» (ахмасов). Называя себя так, курайшиты показывали свою исключительность и превосходство над другими племенами.
В соответствии с этим риваятом, все другие арабы, за исключением хумс (курайшитов), совершали обход Каабы полностью обнаженными, кроме тех, кому курайшиты предоставляли одежду. Женщины-курайшитки давали одежду женщинам, а мужчины-курайшиты давали одежду мужчинам.
Обычные паломники проводили стояние на горе Арафат, тогда как хумс не поднимались выше Муздалифы, проводя стояние там. Именно хумс и являются теми людьми, в отношении которых Аллах Всевышний ниспослал аят «Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди...».
Люди после стояния на Арафате стекались вниз, тогда как хумс осуществляли спуск из Муздалифы, говоря: «Мы спускаемся только из Харема (проводя стояние, не выходя за рамки Харема)». Когда же был ниспослан аят «Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди...», они стали проводить стояние на Арафате и спускались оттуда вместе с другими людьми.
Ибн Исхак говорил, что этот обычай, связанный с тем, что курайшиты именовали себя «хумс», является очень старым и появился после «события со слоном». Этот обычай был призван наделить курайшитов превосходством над другими арабскими племенами.