Крепкое здоровье и гибкость мышления: по какому ещё принципу избирались муллы 120 лет назад?
В законодательстве Российской империи был четко регламентирован порядок избрания и утверждения мулл. В положении «О порядке избрания мулл и других духовных чинов в мусульманских приходах» от 21 октября 1837 года говорилось:
- «На избрание мулл и других магометанских духовных чинов к приходам сего закона должно быть изъявлено желание, по крайней мере двух третей таких из прихода лиц, кои почитаются старейшинами семейств.
- Сей выбор между жителями податного состояния должен быть произведен непременно в присутствии кантонных начальников и юртовских старших.
- В выборе не должны участвовать люди, не принадлежащие к избирающему обществу, а также младшие члены семейств, т.е. не отделенные от отцов сыновья, меньшие братья, племянники и т.п.
- Приговор должен быть подписан всеми избирающими лицами и по засвидетельствовании от податных состояний в волостном правлении, а от военных у кантонного начальника представляется в земский суд, а оттуда в Губернское правление.
- Во всех приходах, где магометане принадлежат к податному состоянию, Губернское правление утверждает выбор окончательно; где же они состоят в военном ведомстве, там правление, где не встретит со своей стороны к одобрению выбора препятствий, представляет каждый раз об утверждении избранного военному губернатору, а потом действует по окончательному его разрешению». В случае выявления нарушения правил выборов приговор считался недействительным.
В конце XIX – начале XX веков при избрании в приход кандидаты в муллы должны были предоставить властям ряд документов, которые направлялись в Губернское правление, где рассматривались приговоры прихожан о выборе духовного лица.
В Полицейское управление направлялся запрос о поведении и нравственных качествах избранника в муллы: является ли он политически благонадежным, состоял ли ранее под судом и следствием, не состоит ли ныне.
Жизнь мулл в Российской империи: особые награды и служба до смерти
Главное внимание обращалось на политическую лояльность будущего духовного лица. Законодательно на духовные должности не допускались лица:
- состоявшие под следствием или судом за преступления и проступки, а равно подвергшиеся по судебным приговорам заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию, и те, которые, были под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданы судебными приговорами;
- исключенные из службы по суду или из состава духовенства за пороки, или же из среды обществ или сословий, к которым принадлежат;
- объявленные несостоятельными должниками, и
- состоящие под опекой за расточительность.
В случае установления биографии кандидата неблаговидных фактов в и отсутствия нужных документов Губернское правление отказывало в утверждении.
Кроме того, Губернское правление обязательно запрашивало у ОМДС сведения на наличие препятствий или согласие на утверждение избранника в муллы.
После соблюдения всех требований закона и предоставления документов и сведений Губернское правление составляло выносило свое постановление об утверждении кандидата в должности хатыба или имама или муадзина – в зависимости от духовного звания, присвоенного ОМДС, и выдавало специальный именной императорский указ об утверждении на искомую должность.
Свидетельство о своем определении мулла получал в уездном полицейском управлении после присяги на верность службы Императору и его наследнику. Еще одно требование, которое предъявлялось кандидату на должность приходского муллы – крепкое здоровье.
Это условие, было не случайным, поскольку мулле приходилось выполнять много обязанностей, и только при наличии крепкого здоровья эта деятельность была успешной.
Например, в одном деле, которое рассматривало ОМДС по поводу оставления на службе муллы, указывалось, что он страдал различными болезнями, которые подтвердил лекарь. На основании этого и ссылаясь на шариатский закон, высший духовный орган мусульман запретил мулле в дальнейшем выполнять духовные обязанности.
Естественно, при широте обязанностей, которыми наделялся мулла, и огромной ответственности перед приходом и государством для полноценной работы от него требовалось еще множество положительных личных качеств (коммуникабельность, ответственность, честность, справедливость, моральная устойчивость, трудолюбие, гибкость мышления, щедрость, милосердие и др.).
За нарушение российских законов Губернское правление могло административным путем, без суда и следствия, уволить духовное лицо. Потерявшие духовные должность лица имели право подавать апелляцию в Сенат, которое рассматривало жалобу.
Амишев Р.И.
Читайте также:
-
Политические режимы арабских монархий. Классификация разновидностей монархического правления
С. А. Каминский, проводя классификацию монархий Персидского залива, разделил их на две группы: абсолютные монархии (Саудовская Аравия, Оман, Катар, ОАЭ) и конституционные монархии – Кувейт и Бахрейн. В качестве критерия классификации берется способ ответственности правительства, в первом случае – перед монархом. Во втором – перед монархом и парламентом
-
«…Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах…»
Добро (хайыр) – это очень широкое понятие, охватывающее все хорошее, что приходит на ум, все полезные дела и поступки. Добро означает намеренное и искреннее стремление людей к осуществлению блага. В Исламе добром также называют бескорыстное оказание помощи другим. А есть еще понятие хайрат (благотворительные учреждения), под которыми подразумеваются построенные ради довольства Аллаха и переданные в пользование народу мечети, медресе, школы, библиотеки, больницы.
-
"Самое приятное, что может себе представить молодежь после набожности"
9 цитат исламских богословов о чтении книг
-
Следуйте этим советам, и шайтан будет безоружен против вас
Несомненно, самым злейшим и непримиримым врагом человека является шайтан, старающийся сделать все, чтобы лишить человека веры и богобоязненности. Это подразумевает отдаленность человека от Аллаха. В Коране Аллах Всевышний призывает нас к внимательности и осторожности в этом вопросе, говоря: «О, сыны Адама! Не позволяйте сатане совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите» (аль-Араф 7/27).
-
4 способа искупления грехов
Кафарат – это возможность искупить грех, которое скорее стоит воспринимать не как наказание, а как возможность достижения довольства Творца.
-
4 случая, когда разрешено сплетничать
Посланник Аллаха (мир ему) спросил: «Знаете ли вы, что такое сплетня?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику об этом известно лучше!» Он сказал: «Это значит говорить о своем брате то, что ему не нравится». Тут кто-то спросил: «А если то, что я говорю о нем, является правдой?»
-
Как правильно совершается таравих-намаз: по 2 ракаата или по 4?
Как нужно читать таравих-намаз по два ракаата или по четыре?
-
В каком образе мы увидим Азраиля перед смертью?
Вопрос: в каком облике человек увидит Азраиля перед смертью?