Крепкое здоровье и гибкость мышления: по какому ещё принципу избирались муллы 120 лет назад?

В законодательстве Российской империи был четко регламентирован порядок избрания и утверждения мулл. В положении «О порядке избрания мулл и других духовных чинов в мусульманских приходах» от 21 октября 1837 года говорилось:

  1. «На избрание мулл и других магометанских духовных чинов к приходам сего закона должно быть изъявлено желание, по крайней мере двух третей таких из прихода лиц, кои почитаются старейшинами семейств.
  2. Сей выбор между жителями податного состояния должен быть произведен непременно в присутствии кантонных начальников и юртовских старших.
  3. В выборе не должны участвовать люди, не принадлежащие к избирающему обществу, а также младшие члены семейств, т.е. не отделенные от отцов сыновья, меньшие братья, племянники и т.п.
  4. Приговор должен быть подписан всеми избирающими лицами и по засвидетельствовании от податных состояний в волостном правлении, а от военных у кантонного начальника представляется в земский суд, а оттуда в Губернское правление.
  5. Во всех приходах, где магометане принадлежат к податному состоянию, Губернское правление утверждает выбор окончательно; где же они состоят в военном ведомстве, там правление, где не встретит со своей стороны к одобрению выбора препятствий, представляет каждый раз об утверждении избранного военному губернатору, а потом действует по окончательному его разрешению». В случае выявления нарушения правил выборов приговор считался недействительным.

В конце XIX – начале XX веков при избрании в приход кандидаты в муллы должны были предоставить властям ряд документов, которые направлялись в Губернское правление, где рассматривались приговоры прихожан о выборе духовного лица.

В Полицейское управление направлялся запрос о поведении и нравственных качествах избранника в муллы: является ли он политически благонадежным, состоял ли ранее под судом и следствием, не состоит ли ныне.

Жизнь мулл в Российской империи: особые награды и служба до смерти

Главное внимание обращалось на политическую лояльность будущего духовного лица. Законодательно на духовные должности не допускались лица:

  1. состоявшие под следствием или судом за преступления и проступки, а равно подвергшиеся по судебным приговорам заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию, и те, которые, были под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданы судебными приговорами;
  2. исключенные из службы по суду или из состава духовенства за пороки, или же из среды обществ или сословий, к которым принадлежат;
  3. объявленные несостоятельными должниками, и
  4. состоящие под опекой за расточительность.

В случае установления биографии кандидата неблаговидных фактов в и отсутствия нужных документов Губернское правление отказывало в утверждении.

Кроме того, Губернское правление обязательно запрашивало у ОМДС сведения на наличие препятствий или согласие на утверждение избранника в муллы.

После соблюдения всех требований закона и предоставления документов и сведений Губернское правление составляло выносило свое постановление об утверждении кандидата в должности хатыба или имама или муадзина – в зависимости от духовного звания, присвоенного ОМДС, и выдавало специальный именной императорский указ об утверждении на искомую должность.

Свидетельство о своем определении мулла получал в уездном полицейском управлении после присяги на верность службы Императору и его наследнику. Еще одно требование, которое предъявлялось кандидату на должность приходского муллы – крепкое здоровье.

Это условие, было не случайным, поскольку мулле приходилось выполнять много обязанностей, и только при наличии крепкого здоровья эта деятельность была успешной.

Например, в одном деле, которое рассматривало ОМДС по поводу оставления на службе муллы, указывалось, что он страдал различными болезнями, которые подтвердил лекарь. На основании этого и ссылаясь на шариатский закон, высший духовный орган мусульман запретил мулле в дальнейшем выполнять духовные обязанности.

Естественно, при широте обязанностей, которыми наделялся мулла, и огромной ответственности перед приходом и государством для полноценной работы от него требовалось еще множество положительных личных качеств (коммуникабельность, ответственность, честность, справедливость, моральная устойчивость, трудолюбие, гибкость мышления, щедрость, милосердие и др.).

За нарушение российских законов Губернское правление могло административным путем, без суда и следствия, уволить духовное лицо. Потерявшие духовные должность лица имели право подавать апелляцию в Сенат, которое рассматривало жалобу.

Амишев Р.И.

Социальные комментарии Cackle