Фото: niruti Puttharaksa/ shutterstock.com 
Коран является откровением Господа, ниспосланным лучшему из творений – Пророку Мухаммаду ﷺ.
Многие верующие испытывают огромное желание понять смысл Книги, однако человек, не имеющий соответствующего религиозного образования, не может извлечь смысл из текстов Корана, а также избежать их неверного понимания.
Представляем читателям комментированный перевод смыслов Досточтимого Корана на русский язык, выполненный под эгидой Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
15. О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах ни в ком и ни в чем не нуждается, [и Он] Хвалимый.
16. Если Он пожелает, то уничтожит вас и создаст новые творения.
17. Это для Аллаха не сложно.
18. И ни один человек не понесет бремени чужих грехов. Если обремененный грехами будет умолять, чтобы ему помогли нести его ношу [взять на себя хотя бы часть грехов], никто не сможет взять из них [грехов] ничего, даже если это будет близкий родственник. Ты предостерегаешь лишь тех, кто боится своего Господа, не видев Его, и [полноценно] совершают намаз. Кто очищает себя [от неверия и грехов], тот делает это во благо себе. И к Аллаху – [наше] возвращение.
19. Не равны слепой и зрячий,
20. тьма и свет,
21. тень и зной.
22. И не равны живые и мертвые. Поистине, Аллах наделяет слухом, кого пожелает. Ты не можешь заставить слышать тех, кто [далек от истины, словно они] в могиле.
Комментарий: Всевышний уподобил здесь неверующего мертвому. Неверующие не слышат и не воспринимают разумные доводы, будто покойники, лежащие в глубоких могилах. Некоторые саляфы понимали эти слова буквально и считали, что мертвые не слышат живых. Другие считали, что Всевышний Аллах создает в них способность слышать. И имам Ибн Касир считает это более сильным мнением. Он пишет: «А правильным мнением ученые считают то, что рассказал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) (о том, что мертвые слышат), потому что есть много свидетельств в пользу этого в многочисленных источниках. Самым известным из них является то, что передал Ибн Абдуль-Барр от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), говоря, что это восходит к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Не бывает так, чтобы человек прошел мимо могилы своего брата-мусульманина, которого знал при жизни, и дал ему салям, чтобы Аллах не вернул бы тому душу, чтобы тот ответил на салям».
23. Ты – только предостерегаешь [людей от наказания за неверие и грехи].
24. Мы отправили тебя [к людям] с истиной – для передачи радостной вести [о Рае] и предостережения [от Ада]. Не было [в истории человечества] ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий [пророк].
25. Если они не поверили тебе, то ведь и до тебя люди тоже не верили [своим посланникам]. Их посланники приносили им ясные знамения, свитки и освещающую книгу.
26. Затем Я наказывал неверующих. Каким же [суровым] было Мое наказание!
27. Разве ты не видишь, как Аллах низводит с неба воду?! Ею [этой водой] Мы взрастили плоды разнообразной окраски. А в горах есть разные тропы – белые, красные и разных цветов [в том числе] и совсем черные.
28. И люди, звери и домашний скот – также разных цветов. Боятся Аллаха из Его рабов только обладатели знания. Поистине, Аллах – Достойный, Прощающий.
29. Поистине, читающие Книгу Аллаха, [полноценно] выполняющие намаз и расходующие из того, чем Мы их наделили, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не принесет [им] убытка.
30. [Надеются на то] Что Он вознаградит их сполна и добавит им сверху от Своих щедрот. Поистине, Он – Прощающий, Благодарный.
31. То, что Мы внушили тебе [о Мухаммад, в виде откровения] из Книги [Куръана] – это истина, подтверждающая те [священные Писания], что были до нее. Поистине, Аллах знает о Своих рабах все и видит их.
32. Потом Мы оставим Книгу в наследство тем из Наших рабов, кого Мы избрали [сподвижникам, а далее всем мусульманам уммы, но в особенности ученым]. Среди них есть те, кто несправедлив к самому себе [и пренебрегает предписаниями Куръана]. Есть и умеренные [кто иногда совершает плохие поступки], а также есть те, кто опережает других в добрых делах по воле Аллаха. Это – огромное благо!
Комментарий: Если верующий опередил других в благих делах, то и в Раю он окажется в числе первых, войдя туда без отчета. Если же человек окажется «умеренным», то есть тем, чьи благодеяния и грехи будут равны, то благодаря заступничеству Корана и Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) он также войдет в Рай, и его отчет будет легким. Что же касается тех, у кого перевесят грехи, то после тяжелейшего отчета, который лишит их надежды на спасение, некоторые из них по Божьей милости также смогут войти в Рай. Других Всевышний Аллах поместит в Ад на время, откуда они выйдут и попадут в итоге в Рай.
33. Они войдут в сады Адна. Их украсят золотыми браслетами и жемчугом, а их одежда будет из шелка.
34. Они скажут: «Хвала Аллаху, Который избавил нас от печали! Поистине, наш Господь – Прощающий, Благодарный.
35. Он поселил нас в Вечной обители [исключительно] по Своей щедрости [а не за наши заслуги]. Тут нас не коснется ни усталость, ни изнеможение».