Как во время обучения, так и после, Абу Ханифа общался со многими учеными, учился у них и обменивался с ними взглядами на разные вопросы исламской науки. Тот факт, что он общался с учеными всех мазхабов и течений, а также путешествовал для этого в разные места, говорит о глубоком понимании Абу Ханифой науки и о его высоком профессионализме. Главным его учителем, с которым Абу Ханифа учил фикх около двадцати лет, стал Хаммад ибн Абу Сулейман. Следующие его учителя – Ибрахим ан-Нахаи и Ша’би – брали уроки у ученика Ибн Мас’уда Алькамы ибн Кайса. Таким образом, если посмотреть на цепочку учителей Абу Ханифы, то можно говорить о том, что знания пришли к нему от Ибн Мас’уда. Если также принимать во внимание тот факт, что взгляды Умара и Али при помощи их последователей больше всего распространились в Ираке, то можно говорить и об их вкладе в образование Абу Ханифы. Во время многочисленного совершения паломничества, а также во время шестилетнего проживания в Мекке, Абу Ханифа изучил у учеников Ибн Аббаса Икримы и Аты ибн Аби Рабаха взгляды их учителя, а также у Нафи’ изучал взгляды Ибн Умара. Помимо этого, некоторое время он учился у шиитского имама и основателя зейдитского мазхаба Зейда ибн Али (ум.739/122) и его брата Мухаммада аль-Бакира (ум.732/114). Абу Ханифа также встречался с основателем джафаритского мазхаба Джафаром ас-Садыком (ум. 765/148) и обсудил с ним взгляды на фикх. Некоторые ученые поэтому считают ас-Садыка учителем Абу Ханифа. За свою жизнь Абу Ханифа встречался и с другими видными учеными, среди которых Имам Малик и Авзаи.
Ниже вкратце будет рассказано о тех наставниках Абу Ханифы, которые формируют цепочку от самого Абу Ханифы до Ибн Мас’уда. Это Хаммад, Нахаи, Ша’би и Алькама.
1. Абу Исмаил Хаммад ибн Абу Сулейман Муслим ибн Язид аль-Исфахани аль-Аш’ари аль-Куфи. (738/120).
Главный учитель Абу Ханифы, один из самых видных ученых периода табиинов. Его отец был из Исфахана и при захвате этого города был пленен сподвижником Пророка Абу Мусой аль-Аш’ари и принял Ислам. Хаммад брал уроки хадисов у таких личностей, как Анас ибн Малик, Саид ибн Джубейр, Ибрахим ан-Нахаи, Саид ибн Мусайб и Ша’би. После Хаммад, в свою очередь, обучал этим хадисам Абу Ханифу, своего сына Исмаила ибн Хаммада, А’маша, Суфйана ас-Саури, Хаммада ибн Саляма, Шу’бу ибн Хаджжаджа. Переданные им хадисы он записал в книге «Сунан». Самым серьезным учителем Хаммада был ан-Нахаи, у которого он учился в Куфе, а самым видным из его учеников стал Абу Ханифа. В Куфу Хаммад прибыл, являясь одним из сторонников зарождавшегося в фикхе метода «ра’й». Некоторые считали, что Хаммад не являлся достаточно надежным передатчиком хадисов, но такие люди, как Ибн Ма’ин, Иджли, Насаи и Ибн Хиббан считали переданные им хадисы достоверными.
2. Абу Имран Ибрахим ибн Язид ибн Кайс ибн аль-Асвад ан-Нахаи аль-Йемени аль-Куфи. (666-714/46-96).
Великий ученый поколения табиинов. Родом ан-Нахаи был из йеменского племени Наха, но с приходом Ислама переселился в Куфу. Еще ребенком он отправился в хадж со своим дядей Асвадом и встретился там с Аишей – женой Пророка Мухаммада (ﷺ). Там же он разговаривал с такими сподвижниками Пророка (ﷺ), как Зейд ибн Аркам, Мугира ибн Шу’ба и Анас ибн Малик. Дядей мамы Ибрахима был Алькама ибн Кайс, а дядями самого Ибрахима были Асвад ибн Язид, Абдуррахман ибн Язид, каждый из которых был большим ученым своего времени и маленький Ибрахим имел возможность учиться у них.
Помимо них он учился у Масрук ибн Аджды, Абида ас-Салмани, Икрима аль-Барбари и Кады Шурейха. Некоторое время он помогал Кади Шурейху в судах и в дальнейшем передал этот опыт последующим поколениям. От Нахаи учили и передавали хадисы многие ученые, которые сыграли важную роль в формировании в Куфе метода фикха под названием «ра’й». Среди этих его учеников Хаммад ибн Абу Сулейман, А’маш, Ибн Аун, Ата ас-Саиб, Абдуллах ибн Шубрума. В свое время Нахаи и Ша’би были самыми видными учеными Куфы. Существует много хадисов, которые он передал, но в цепочке передатчиков неизвестны сподвижник Пророка (ﷺ). Нахаи был самым сильным учеником Алькамы ибн Кайса и умер в Куфе во время правления Валида ибн Абдульмалика.
3. Абу Амр Амир ибн Шерахил ибн Абд аль-Хамдани аш-Ша’би. (640-722/19-104).
Большой ученый эпохи табиинов. Родился в 640 г. (19 г. по хиджре). Виделся с несколькими сподвижниками Пророка Как во время обучения, так и после, Абу Ханифа общался со многими учеными, учился у них и обменивался с ними взглядами о разных вопросах исламской науки. Он успел даже совершить намаз вместе с Али ибн Абу Талибом. Сам он говорил, что виделся примерно с пятьюстами сподвижниками. Он передавал хадисы от Абу Мусы аль-Аш’ари, Сада ибн Аби Ваккаса, Абу Хурайры, Аиши, Умара, Ибн Аббаса, Анаса ибн Малика и многих других сподвижников. Также он передавал хадисы от Алькамы ибн Кайса, Асвада ибн Язида, Абида ас-Салмани, Кади Шурейха и Ибн Аби Лейлы. От него самого же хадисы передавали Хаммад ибн Абу Сулейман, Ибн Аун, Макхуль, Ибн Сирин, Ибн Шубрума, Абу Ханифа и другие. В Куфе у него был большой круг учеников. Там же в Куфе он и умер. Датой его смерти по хиджре называют 105-ый или 106-ой год, а датой рождения, кроме 19-го года, иногда называют 17-ый, 20-ый, 21-ый и 28-ой годы.
4. Абу Шибль Алькама ибн Кайс ибн Абдуллах ан-Нахаи аль-Куфи. (682/62).
Это был самый любимый ученик Ибн Мас’уда. Он родился еще при жизни Пророка (ﷺ). Так как он все же не успел увидеть Пророка (ﷺ), его нельзя назвать сподвижником. Он отправлялся сражаться в Хорасан, после чего несколько лет жил в Хорезме и Мерве. Вместе с Али он участвовал в сражении Сиффин, и с ним же сражался в Нехреване против хариджитов. В Куфе он продолжил вести уроки Абдуллаха ибн Масу’да после его смерти, и был самым известным и самым образованным из его учеников.Кроме Ибн Мас’уда, Алькама передавал хадисы от таких сподвижников, как Умар, Усман, Али, Аиша, Салман аль-Фариси, Абу-д Дарда, Хузайфа, Хаббаб, Аммар и Абу Муса аль-Аш’ари. Несмотря на то, что в период его жизни еще были живы многие сподвижники, все же много людей предпочитало ходить на его уроки, и даже некоторые сподвижники сами просили его вынести фетву по тем или иным вопросам. Кроме Ибрахима ан-Нахаи и Ша’би у него берут уроки и изучают хадисы Ибн Сирин, Абдуррахман ибн Язид, Язид ибн Муавия, Абу Вайль Шакик ибн Саляма и Кайс ибн Руми. Умер в Куфе. Касательно даты его смерти источники приводят разные даты, среди которых 61, 63, 65 и 72 годы по хиджре.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.