Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 16. Разъяснение того, как из мирового разума (‘акл-и кулль) зародились разумы
Когда Бог создал мировой разум,
Положил [Он] его в основу вселенной.
Всевышний Истинный (Хак) первым создал его,
От более раннего творения [его] его отделил.
Свет [исходит] от него, подобно древу,
Девять ветвей у него, цветущих благодаря ему.
Той первой ветвью является разум добычи пропитания (‘акл-и ма’аш),
Для хорошей жизни [он], будь с ним.
Другая ветвь – это разум причин (‘акл-и асбаб),
Ведают о нем и стар, и млад.
Другая ветвь – это разум эфира (‘акл-и асир),
Не избежать его творениям этого мира.
Другая ветвь – это разум атласа (‘акл-и атлас), еще чище,
Нет у ней потребности в серебре и золоте.
Деятельный разум (‘акл-и фа’аль) есть пятая ветвь,
А первые четыре (ветви – прим. ред.) – оттиск того перстня с драгоценным камнем.
Другая ветвь – разум постигающий (‘акли- мудрик) – также от нее,
В поиске различения хорошего и плохого пребывает [он].
Другая ветвь – разум сверкающий (‘акл-и лами’) светлый,
Все сердца благодаря ему пребывают в благоденствии.
Другая ветвь называется разумом ясным (‘акл-и ла`их),
Мужчина и женщина подобны птице в силках его.
Другая ветвь – разум, объемлющий [все] разумы,
От него у всего бывает [свой] ритм и музыкальный размер (зарб ва усуль).
Проницательность и чувства происходят от них,
Что имеет разум, то и устоит (то есть подлинно существует).
[Коль] ученый и разумный эти наши тайны
Прочтут, станут [так же] чисты, как и мы.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.