«Вы распространяете это [передавая от одного к другому ложь и сплетни] своими языками и говорите то, о чем ничего не знаете, думая, что это незначительное дело [за которое не будет наказания]. Но перед Аллахом это – великий грех» (Ан-Нур, 15).
Ради человеческого счастья наша религия установила многие правила и придала значение многим ценностям. Именно религия стала источником тех базовых ценностей, которые делают человека человеком и которыми в течение долгих столетий пользуется все человечество. Здесь можно перечислить такие ценности, как любовь, уважение, взаимопомощь, правдивость, человеческие права и свободы и многие другие категории, составляющие основу нравственности.
Среди этих главных нравственных правил есть и запрет на клевету. Как всем известно, клевета означает возложение на человека вины за то деяние, которого он не совершал. Это злодеяние в народе еще называют обливанием грязью, очернительством, напраслиной. Клеветник выдвигает против безвинного человека заведомо ложные, беспочвенные обвинения. Человек, пострадавший от возведенной на него клеветы, перед Всевышним Аллахом предстает угнетенным и безвинным. А тот, кто оклеветал его, становится проклятым. Не случайно, запрет на клевету действует в течение всей истории человечества во всех религиях и философских системах. В Коране также содержатся серьезные предостережения о том, что клеветники будут прокляты и подвергнуты самым тяжким мучениям: «Каждому из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения» (Ан-Нур, 11).
Если в каком-либо обществе нет достаточного противостояния клеветникам, то в нем постепенно ослабеют любовь, уважение, доверие людей друг к другу. В обществе, где отсутствуют эти важнейшие ценности, невозможна здоровая общественная жизнь. Такой народ не может представлять собой здоровое и сильное единство, не может демонстрировать национальную сплоченность. Запрет на любую клевету и очернительство является общей установкой религии и морали. И насколько реже встречаются такие факты в обществе, насколько люди способны предупреждать проявление таких действий своим резко отрицательным отношением к ним и наказанием виновных, настолько общество может считать себя защищенным.
Однако горькая правда состоит в том, что в каждую эпоху и в любом обществе можно встретить и клеветников, и пострадавших от их действий. Люди, подвергшиеся клевете, могут после долгих страданий в конце концов доказать свою правоту, но часто бывает уже слишком поздно. Поэтому их страдания нельзя компенсировать лишь наказанием клеветников. Эти мучения оставляют неизгладимый след в человеческой душе. По этой причине, нашим религиозным и человеческим долгом является защита от клеветы членов нашего общества.
Зло, которое приносит клевета, было известно в народе давно и отразилось в нашем языке во многих пословицах и поговорках: «Клевета, что уголь: не обожжет, так замарает», «Ябедника на том свете за язык вешают», «Клеветники на том свете раскаленные сковороды лижут». В наших молитвах мы также говорим: «Да хранит нас Аллах от напраслины».
Наше общество всегда опасалось и остерегалось от клеветы и очернительства в силу религиозных и моральных установок. Но все же мы довольно часто встречаемся с подобными мерзкими проявлениями. К сожалению, клевету нужно рассматривать как общую беду и вину человечества, она была вчера, существует сегодня и проявится завтра.