«Иудеи сказали: «Христиане не на истинном пути». А христиане сказали: «Иудеи не на истинном пути». Все они читают (каждый свою) Книгу. И невежды (язычники) сказали похожее (про мусульман). В Судный день Аллах рассудит их в том, в чем они расходились» (Бакара, 113).
Ибн Аббас рассказывал: «Когда делегация из Наджрана прибыла в Медину, чтобы встретиться с посланником Аллаха ﷺ, то к ним пришли иудейские священники, и в присутствии посланника Аллаха ﷺ они затеяли спор. В конце концов иудеи сказали христианам Наджрана: «Ваша религия ничего из себя не представляет» и отвергли пророка Ису (а.с.) и Инджиль. Христиане же ответили им: «На самом деле это ваша религия ничего из себя не представляет» и отвергли Мусу (а.с.) и Тору. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 29; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/53]. Этот риваят привели Ибн Исхак и Ибн Абу Хатим [Абдульфаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 18].
Читайте также: Для чего многобожники просили Пророка ﷺ показать им чудо?
Табери упоминал, что иудеем, который сказал христианам «Ваша религия ничего из себя не представляет», был Рафи ибн Хузайма (или Хураймиля) [Табери, Джамиуль-Байан, 1/394].
«Кто же более несправедлив, чем препятствующий поминанию в мечетях Аллаха Его имени, и стремящийся разрушить их? Им бы стоило входить туда только в страхе. Бесчестье им в земной жизни и великое наказание – в жизни вечной» (Бакара, 114).
Муфассиры разошлись во мнениях о том, по поводу кого был ниспослан данный аят.
Кельби передавал, что, по мнению Ибн Аббаса, данный аят был ниспослан по поводу Татлуса и его товарищей, являвшихся византийцами. Он объявил войну иудеям и победил их, и приказал убить всех, кто мог держать оружие, а женщин и детей взял в плен. Он сжег Тору и, разрушив Бейтуль-Макдис (Иерусалим), приказал закидать город телами мертвых животных [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 30].
Некоторые говорили, что данный аят был ниспослан в отношении Бухтуннасра (Навуходоносора), так как он разрушил Бейтуль-Макдис (Иерусалим). Однако Ибн Аббас придерживался мнения, что данный аят был ниспослан в отношении христиан. Данное мнение основано на том, что христиане питали вражду к иудеям и помогали Бухтуннасру в захвате и разрушении Иерусалима. Иерусалим оставался разрушенным до того времени, когда халифом стал Умар ибн Хаттаб, именно он заново отстроил Бейтуль-Макдис.
В соответствии с третьим мнением, данный аят был ниспослан в год Худайбийи, в связи с тем, что мекканские многобожники отказались пустить мусульман в Мекку [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/53].
В сущности, поскольку это аят имеет общий смысл, то его хукм касается всех, кто препятствует поклонению в мечетях и разрушает их как духовно, так и физически, независимо от места и времени.