Всевышний Аллах вынесет решение и о человеке, который посвятил жизнь поискам знаний. Этот человек стремился получить знания, но он не был искренен, он учился и наставлял ради мирских целей.
Этому человеку напомнят блага, которые были ему даны. Потом спросят: «Что ты делал в дарованным тебе благом [знанием]? Действовал ли ты в соответствии с ним или же только хвастался им перед другими?»
Ученый ответит: «Я искал знания, изучал Коран. Мои деяния были подобны деяниям святых, я поступал в соответствии со своими знаниями. Кроме того, я передавал эти знания и другим, учил их Корану, все ко мне приходили, чтобы присутствовать на моих уроках и внимать моим наставлениям».
Ему же скажут: «Ты солгал. Ты искал знания, чтобы люди сказали: «Он идет по следам праведников, он подобен святым». Ты хотел, чтобы тебя называли ученым (алим). И тебя так называли! А ты чувствовал от этого гордость!» Потом Всевышний Аллах ﷺ прикажет ангелам наказания (забани) потащить его лицом вниз в Ад и бросить в огонь. И ангелы бросят в огонь этого не знающего стыда человека».
Это интересно: Большие грехи: получение и сокрытие знаний ради мирского
Понял ли ты хорошо смысл этого хадиса? Если не понял, то его обязательно поймет человек богобоязненный.
Наш Пророк ﷺ сказал: «Этому слову последуют лишь богобоязненные. Ведь грешники не внимают никаким наставлениям».
В самом начале Корана привлекает в себе внимание следующие аяты:
«Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных», «Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют» (Бакара, 2/1,6).
Наш Пророк ﷺ сказал: «Не приобретайте знания для того, чтобы гордиться своей ученостью, спорить с невеждами или прославиться. Кто будет приобретать знания ради этого, того ждет Ад. Прибегайте к Аллаху от колодца печали. Это долина в Аду. Ад каждый день четыреста раз просит у Аллаха спасения от этой долины. Это касается и тех, кто читает Коран ради показухит (рийа)» (Ибн Маджа, Мукаддима, 23, 1/94, 959). Хадис, который упоминает автор, см. Муслим, Имара, 43, 2/1513, 1514.
Подумай же: если и ученый занимается показухой (рийа), то каково состояние невежды? Пусть же и бедные, и богатые получат для себя наставление в этих словах.
Но тот, кто познал Аллаха и кто получив знания, пользуется им, приобрел истинные знания.
Религиозные знания – это полезные знания, источником которых является Аллах. Из этого ясно, что знания тех, кто не относится к «познавшим Аллаха» (ариф биллях), не являются полезными.
Здесь знание уподобляется свету, потому что знание подобно свету, с помощью которого человек может найти прямой путь, а невежество же – это темнота, в которой человек может сбиться с пути.
Кто внял наставлениям Господина пророков – нашего Пророка ﷺ, тот получил свою долю из шариата, тариката, познания (марифат) и истины (хакикат).
Читайте также: Великий имам Абу Ханифа: путеводная звезда для нашей уммы
Одним словом, если человек в соответствии со своим познанием (ирфан) изучит религиозные знания, он примет наставления нашего Пророка Чести миров ﷺ и обретет знания об этих четырех степенях (мартаба).
Те же, кто обделен знанием об Аллахе, оставшись во тьме показухи (рийа), даже будучи учеными (алим), не будут знать, где же свет и ничего не поймут из степеней.
Все фото: shutterstock.com
М. Йазыджиоглу «Мухаммадия»