Какие вещи нельзя отдавать нуждающимся?

«Вы ни в коем случае не обретете благочестия [и довольства Аллаха], пока не будете расходовать [на пути Аллаха] из того [имущества], что вы любите, и сколько бы вы ни расходовали, Аллах знает об этом [и сполна воздаст вам]» (Ãли Имран / Род Имрана», 92).

В этом кораническом аяте содержится пожелание, адресованное нам, мусульманам, совершать инфак, то есть расходовать свое добро на пути Аллаха, чтобы обрести благочестие. Однако нужно расходовать не из того, что нам самим не нравится, а из того, что любимо нами и дорого нам. В противном случае наши пожертвования не достигнут желаемой цели.

Конечно же, надо по мере наших возможностей отдавать нуждающимся из того, чем мы владеем, и оказывать помощь другим. Однако какие вещи нужно отдавать? Так вот, насколько важно делать пожертвования, настолько же важно, а может быть еще важнее, что отдавать. То, от чего мы хотели избавиться, выбросить в мусор, или же любимые нами и дорогие для нас вещи? Следовательно, чтобы заслужить любовь, довольство и помощь Аллаха, нужно пожертвовать на Его пути лучшим из того, чем мы владеем. Это должно быть нечто такое, что имеет ценность для нас самих, и одновременно годится для того, чтобы удовлетворить потребности получателя. Только благодаря этому мы можем обрести благочестие и заслужить пребывание в Раю. В связи с данной темой в одном кораническом аяте говорится:

«О, верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли! Не пытайтесь расходовать [на благие цели] дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами. И знайте, что Аллах – Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, Хвалимый» (Аль-Бакара, 267).

Из этого аята становится ясно, что отдавать садака, выплачивать закят или желать пожертвования тем, к чему получатель будет испытывать отвращение, не понравится не только любому человеку, но также не по нраву нашему Господу. Кроме того, человек, расходующий свое добро подобным образом, не получит никакого воздаяния.

Закят – имущество нуждающихся
О том, что такое закят, кому выплачивается данная милостыня и какой суммой нужно обладать, чтобы иметь возможность её выплатить, рассказал в ходе прямого эфира в нашем аккаунте @islam_today_huzur Ансар Валиулла.
28.04.2021
4578

Несомненно, что благодаря своим пожертвованиям на пути Аллаха и ради Его довольства человек избавляется от скупости и обретает щедрость, которая возвышает его перед Аллахом и людьми. Жадных людей не любят в народе, и это является общеизвестной истиной. А дорога к народной любви пролегает через мобилизацию дорогих для себя вещей на общественные нужды. Сподвижники досточтимого Пророка (с.а.с.) хорошо понимали это и не останавливались перед тем, чтобы расходовать на пути Аллаха все ценное, что у них есть. К примеру, среди мусульман Медины Абу Тальха (р.а.) был владельцем самых больших садов с финиковыми пальмами. Но особенно сильно он любил свой сад, который назывался Бейруха и находился напротив мечети Пророка (Масжид ан-Набави). Пророку (с.а.с.) очень нравилось пить чистую и холодную воду из родника в этом саду. Когда был ниспослан аят:

«Вы ни в коем случае не обретете благочестия [и довольства Аллаха], пока не будете расходовать [на пути Аллаха] из того [имущества], что вы любите, и сколько бы вы ни расходовали, Аллах знает об этом [и сполна воздаст вам]» (Али Имран, 92).

Абу Тальха (р.а.) пошел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и заявил ему, что хочет пожертвовать этот сад на пути Аллаха. Одобрительно встретив это предложение, досточтимый Пророк  (с.а.с.) сказал ему, что будет лучше, если он отдаст этот сад своим родственникам. Абу Тальха (р.а.) послушался совета посланника Аллаха (с.а.с.) и подарил свой сад близким родственникам Убай ибн Кагбу и Хасану ибн Сабиту (Имам Бухари, «Закят», 44).

Гумар (р.а.) также однажды сказал досточтимому Пророку (с.а.с.), что самым ценным его имуществом является участок земли в Хайбаре, что он хочет пожертвовать его на пути Аллаха, и что для этого нужно сделать. Пророк (с.а.с.)  посоветовал ему оставить участок себе, а выращиваемые на нем фрукты отдавать на пожертвования. После этого Гумар (р.а.) превратил этот участок в вакуфные земли с тем, чтобы весь получаемый от него доход шел на общественные нужды (Имам Бухари, «Шурут», 19).

Правда, в том, что во времена сахабов такие поступки наблюдались очень часто. В кораническом аяте также содержится предупреждение тем иудеям, которые совершали некоторые поступки из желания демонстрировать свою набожность. Им было сказано, что их представления о добре являются ошибочными, и что истинного благочестия можно добиться лишь благодаря любви к Господу, а Его повеления и запреты ставя превыше всего в этой жизни.

Подводя итог, можно сказать, что человек не может обрести благочестия, если он любит что-то больше, чем Аллаха, и не может при необходимости пожертвовать этой вещью на пути Аллаха.

Социальные комментарии Cackle