Передано от Абу Мусы Аш'ари (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах дает свободу притеснителю. Однако если Аллах схватит его, то притеснитель не сможет спастись». После этого он прочитал: «Такова хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, которые были неправедны. Поистине, хватка Его мучительна и сильна!1»
Передано от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если у человека есть долг по отношению к брату по вере в количестве ста овец или другого имущества, то пусть поспешит вернуть его до того дня, когда не помогут ни серебро и ни золото, то есть до Судного дня. Если у него будут благодеяния, то от этих благодеяний будет отобрано столько, сколько он совершил несправедливости. А если у него не будет благодеяний, тогда возьмут грехи притеснённого и возложат на притеснителя».
Передано от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): Посланник Аллаха (мир ему) спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим?». Они ответили: «Неимущим среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (мир ему) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил, оклеветал, присвоил имущество, пролил кровь и ударил кого-нибудь, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) - тому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!»
Сообщается, что Абу Майсара сказал: «Когда человека похоронят, то в могиле к нему с плеткой придут Мункир и Накир и скажут: «Мы ударим тебя сто раз плёткой». Покойник скажет: «Я был таким-то человеком». И ангелы проявят к нему милосердие, и будут уменьшать число ударов, так что даже уменьшат до одного удара.
Они скажут: «Мы ударим тебя только один раз». И они ударят его один раз. В могиле загорится огонь. Этот человек скажет: «Почему вы ударили меня?». Они ответят: «Ты прошёл мимо угнетенного (притесненного) человека, он попросил у тебя помощи, но ты не оказал ему помощь». Это мучение для того, кто не помог угнетённому. А какое тогда наказание ожидает угнетателя?
Маймун бин Махран сказал: «Поистине, человек читает Коран и сам проклинает себя». Маймун сказал: «В Коране сказано: «Будь разумен, проклятие Аллаха над грешниками, потому что они были несправедливы2». Между тем читающий сам является несправедливым.
Факих сказал: «Нет большего греха, чем угнетение (притеснение). Ибо другой грех - это грех между тобой и Аллахом. Аллах Та'аля щедр и милостив, поэтому Он простит этот грех. А если грех будет между тобой и людьми, то для тебя нет иного выхода, как обрести довольство угнетённого тобой человека.
Угнетателю в этом мире нужно покаяться за свое угнетение и попросить прощения у угнетенного. Если угнетённый не сможет простить тебя, то тогда тебе следует обратиться к Аллаху с мольбой за него. Ибо есть надежда, что за эту мольбу угнетатель получит прощение угнетённого».
Маймун бин Махран сказал: «Если один человек обидел другого, а затем пожелал его прощения и если обиженный им человек умер, то пусть он в своём намазе просит у Аллаха прощения грехов обиженного. Так он избавится от греха обидчика».
Передано от Ибн Мас'уда, который сказал: «Если человек помог угнетателю в угнетении или привёл доказательства в пользу угнетателя, то он нарушил права мусульманина. Поистине, этот человек навлёк на себя гнев Аллаха. И ему будет грех угнетателя».
Передано от ’Умара (да будет доволен им Аллах): однажды он сказал Ахнафу бин Кайсу: «Кто самый не-вежественный из людей?». Ахнаф сказал: «Тот, кто продал ахират за богатство этого мира». 'Умар бин аль- Хаттаб спросил: «Не сказать ли тебе, кто более невежественен?». «О, повелитель правоверных, скажи», - ответил Ахнаф. 'Умар сказал: «Тот, кто продал ахират за богатство другого человека».
'Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никому не делал добро и никому не делал зла. Ибо Аллах Всевышний сказал:
«Кто творит добродеяние ради Аллаха, то - для самого себя, а тот, кто, бросив путь Корана и последовав по пути шайтана, творил злодеяние, то - во вред себе3».
То есть, если я совершил благодеяние по отношению к какому-нибудь человеку, то, поистине, я совершил благодеяние и для себя. Если я совершил злодеяние по отношению к какому-нибудь человеку, то, поистине, я совершил это деяние и во вред себе».
_____________________________
1. Сура «Худ», 18 аят
2. Сура «Худ», 18 аят
3. Сура «Фуссилат», 46 аят.
Из книги "Танбихуль гафилин"