Первыми аятами Священного Корана являются слова Аллаха: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному» (сура «Фатиха», 1-3 аяты).
Эти два качества – самые первые качества, которые Всевышний говорит о Себе и предписывает знать верующему о Себе. Он – Ар-Рахман и Ар-Рахим – Милостивый, Милосердный. В одном из хадисов-кудси Всевышний говорит, что Он такой, каким считает его верующий (Бухари, Муслим). Поэтому мусульманин должен думать об Аллахе только оптимистично, помнить о Его милости.
«Рахман» в переводе с арабского означает «утроба матери». Подобно тому, как утроба матери обеспечивает всем необходимым, защищает и является достаточной для плода, так же и Всевышний с любовью опекает, наделяет всем необходимым, удовлетворяет все потребности человека.
Аллах Всевышний предписал Самому себе быть милостивым по отношению к своим творениям. Его милость и милосердие безграничны и всеобъемлющи. Это прекрасное качество Нашего Господа употребляется в Коране больше всех остальных Его имен, и никто, кроме Него не наделён качеством «ар-рахман», то есть все блага – только от Аллаха.
Слово «рахман» встречается в Коране 57 раз, Аллах Всевышний предписал себе это качества в 500 аятах. В 51 аятах «рахман» используется по-отдельности, в 6 – с «рахим», которое употребляется в Коране 114 раз. Всевышний заключил определенную мудрость, поставив эти два своих качества рядом. Этот мир – проявление милосердия Всевышнего, а мир вечный – Его милости. Если милостивый – это природа Аллаха, то милосердный – это Его действия.
В Коране сказано:
«Моя милость объемлет всякую вещь» (сура «Аль-Араф», 156 аят).
«Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (сура «Аз-Зумар», 53 аят).
Всевышнего определяет Милосердие, а верующего – надежда на это милосердие. В его жизни могут происходить разные события, его могут одолевать беды, сомнения, череда неудач, но единственная непоколебимая константа в его жизни – это уверенность в милости Аллаха. Аллах милостивый и не оставит его, сделает его дела наилучшим образом и дарует лучший исход. В любом исходе, будет заключена милость Всевышнего, потому что он принесет благо либо в этом мире, либо в ахирате.
В Коране Аллах говорит:
«…не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура «Йусуф», 87 аят).
«…молите Аллаха о прощении. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Бакара», 199 аят).
«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным» (сура «Ан-Ниса», 110 аят).
Милосердие Аллаха – в Его прощении. Его рабы не перестают переступать границы дозволенного совершать грехи, а Всевышний не перестает их прощать. Если верующий раскаивается в содеянном и обращается к Аллаху за прощением, то он непременно найдет Своего Господа Одаривающим Своей милостью и прощением. У Аллаха нет имени обвиняющий, наказывающий или подвергающий мучениям, потому что его милость больше Его наказания.
«А если кто совершил злодеяния, а затем раскаялся и уверовал, то ведь твой Господь после всего этого – Прощающий, Милосердный» (сура «Аль-Араф», 153 аят).
«Ваш Господь предписал себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он – Прощающий, Милосердный» (сура «Аль-Анам», 54 аят).
«Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (сура «Бакара», 143 аят).
«Мы отправили тебя (О, Мухаммад) только в качестве милости к мирам» (сура «Аль-Анбия», 107 аят).
Величайшая милость Аллаха заключается в ниспослании Его Пророка (мир ему), который указал на путь праведности и завершил ислам. Благодаря его примеру верующие могут отличать добро от зла, совершать благодеяния и не переступать границы дозволенного, жить жизнью, приносящей довольство Всевышнего Аллаха.
«Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена» (сура «Аль-Исра», 110 аят).
Милосердие Всевышнего Аллаха – главная причина и мотивация верующего для постоянного взывания к Нему с мольбами о сокровенном, о даровании прощения и счастья в обоих мирах. Ведь если Милосердие принадлежит Аллаху, нам принадлежит стремление к нему.
1. Осознание безграничной милости Аллаха укрепляет и увеличивает любовь по отношению к нашему Творцу. Сердце человека любит того, кто одаривает его благом, кто добр и милосерден по отношению к нему. Сколькими благословениями одаривает людей Аллах каждое мгновение этой жизни, разве это все пришло к нам ниоткуда, разве это не дано нам только из-за безграничной милости Всевышнего Аллаха? Знание того, как Аллах милосерден по отношению к каждому из нас, к тем, кого мы любим, наполняет сердце любовью и благодарностью к Нему.
2. Вера в безграничное милосердие Всевышнего Аллаха вселяет надежду на лучшее, становится причиной оптимистичных мыслей, вдохновляет на благое. Аллах сказал, что Он такой, каким считает его раб. И если верующий будет думать, что Всевышний злой и наказывающий, то Он обретет Его таким. Если же верующий имеет только позитивные мысли о Своем Господе, Он откроет для себя всеобъемлющую милость Всевышнего.
3. Осознание милосердия Всевышнего укрепляет веру. Когда Всевышний дает верующему столько благ, мусульманин пытается отплатить Ему благом, он следует его предписаниям и воздерживается от запретного.
4. Милосердие Аллаха призывает верующих быть милосердным по отношению к другим. Сообщается, что однажды один человек увидел, как посланник Аллаха (мир ему) целует своих внуков Хасана и Хусейна (р.а.), и сказал: «У меня есть десять детей, и ни одного из них я никогда не целовал». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не будет удостоен милосердия тот, кто не милосерден к другим». Тот, кто проявил милосердие по отношению к другим творениям Аллаха, для того милосердие Аллаха станет обязательным, потому что никто кроме Всевышнего не имеет больше прав на одаривание Своей милостью.
«Когда Аллах создал все сущее, Он сделал запись в Своей Книге, которая находится у Него на троне, предписав Себе (следующее): «Поистине, милосердие Мое будет преобладать над гневом Моим» (Бухари).
«Аллах разделил милосердие на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, в том числе и верховые животные, которые поднимают свои копыта повыше и убирают их от своих детенышей, опасаясь задеть их. Что же касается других девяноста девяти частей милосердия, то проявление их по отношению к Своим рабам Аллах Всевышний отложил до Дня Воскрешения» (Бухари, Муслим).
«Поистине, шайтан сказал: «Клянусь могуществом Твоим, Господи, я не перестану сбивать рабов Твоих с пути истинного, пока души их пребывают в их телах!» Господь сказал: «Клянусь Моим могуществом и величием, Я не перестану прощать им, пока они просят у Меня прощения!» (Тирмизи).
«Аллах более милосерден к Своим верующим рабам, чем эта мать по отношению к своему ребенку» (Бухари).
«О, сын Адама, до тех пор, пока ты будешь взывать ко Мне и обращаться ко Мне с просьбами, Я буду прощать тебе то, что ты сделал, и не буду тревожиться. О, сын Адама, даже если твои грехи достигнут облаков на небе, и ты попросишь прощения у Меня, Я прощу тебя. О, сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами, величина которых равна размерам земли, и предстанешь передо Мной, не придавая Мне никого в сотоварищи, Я дарую тебе прощение равной величины» (Тирмизи).
«О, рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днем, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас» (Муслим).
Сайда Хайат