Ценность, которую Всевышний Творец вложил в ночь, и таинства, которые содержатся в ней, невозможно пересчитать. Тайна, заключенная в клятве Господа:
«Клянусь ночью, и тем, что в ней!» (аль-Иншикак, 17)
является божественным окном, через которое наше воображение и душа могут увидеть множество истин.
Божественные откровения (вахи) в большинстве своем ниспосылались ночью. Праведные сны, являвшиеся предвестниками пророчества, проявлялись в атмосфере ночей, наполненных божественным вдохновением. Вещие сны, являющиеся отражением истин из Лавхуль-Махфуз, которых мы иногда удостаиваемся, есть проявление мудрости, содержащейся в благословении ночей. Ми’радж и исра’ Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), посланного как милость всему человечеству, в присутствие Всевышнего Аллаха является ночным путешествием.
Для зрелых му’минов ночи, наполненные покоем и фейзом, являются особым приобретением. Знающие истинную ценность этого приобретения понимают, что вторая половина ночи, когда все создания отдыхают в глубоком покое, является самым благодатным временем для ду’а, поклонения и страстных взываний к Господу.
Ночью, когда все погружается в покой, Вселенная устремляется от касрат (множественности) к вахдат (единственности). Другими словами, раб освобождается от стеснения занятостью мирскими делами и напрямую устремляется к Создателю. Поэтому для тех, кто стремится достичь Единобожия и Близости к Всевышнему, эти ночные мгновения, предоставляют неповторимые возможности.
Предрассветное время – особое время, когда Всевышний Аллах зовет своего раба к Себе. Раб обязан осознать, что этот призыв – величайшее благо, и ответить на него благодарностью. Выражением любви и почтения раба к Господу является оживление рассвета своим поклонением.
О пробужденности ночью и перед рассветом Всевышний Творец возглашает, восхваляя своих праведных рабов, которые за то, что страшились божественного гнева, удостоились права вечного пребывания и наслаждения в райских садах и берегах:
«Только малую часть ночи они предавались сну, а перед рассветом просили о прощении» (аз-Зарият, 17-18).
«Эти рабы Ар-Рахмана бодрствуют ночами, пребывая перед своим Господом в кыяме и сажда» (аль-Фуркан, 64).
Намаз и тасбихат по ночам, по сути своей, напоминают встречу и беседу с Высочайшим Любимым. Предрассветные часы должны оживляться упоением, которое наполнит грядущий день фейзом и духовностью. Не спать, когда все спят, войти в атмосферу Милости Всевышнего, означает быть из избранных рабов, которые допущены на прием, где царит Любовь и Милосердие Всевышнего.
Если му’мин способен целенаправленно воспользоваться ночью и вобрать в себя от духовности зикра, его ночи будут светлее, чем дни. Но если вся ночь прошла бесцельно, под властью сна, она подобна дождю, пролившемуся на скалу, море, пустыню и не давшему ростков и плодов.
Чарующее притяжение красоты ночи и ее тайн раскроется перед теми, кто проводит ее в поклонениях и размышлении. Души рабов, которые удостоились этих тайн, облагораживаясь возвышенными чертами, распахнутся до пределов земли и небес, отражая бесчисленные проявления Всевышнего и оборачиваясь в покровы ма’рифатуллах.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщал:
«В ночи есть час. Если мусульманин, просящий у Аллаха благое для дуньи или ахирата, встретит этот час, то Всевышний Аллах непременно даст ему желаемое. Этот час есть в каждой ночи» (Муслим, Мусафирин, 166).
У шейха Хасана Басри спросили:
«Почему столь прекрасны и светлы лица тех, кто ночи проводит в намазах?»
Шейх ответил:
«Потому что они остаются наедине с Милостивым».
Эти влюбленные в Господа встречают утро в состоянии еще большей тяги и любви к Создателю, не заметив того, как прошла ночь.
О постижении божественных тайн и истины ночи, т.е. извлечении из нее надлежащей пользы, шейх Баязид Бистами говорил:
«Я не достиг абсолютно ничего, пока ночи для меня не стали днями».
И шейх Хасан Басри о тех, кто обделен способностью к ночным поклонениям, сказал:
«Просыпаться для ночных поклонений тягостно тем, кто угнетаем грузом собственных грехов».
Islam-Today