Как проходила вторая присяга мусульман Пророку Мухаммаду (мир ему)?

Начало: Клятва при Акабе - первая присяга мусульман Пророку (мир ему)

Теперь мы расскажем о событии, произошедшем в тринадцатом году пророчества, которое называется второй Акабой, а также о переселении в Медину некоторых сахабов (да будет доволен ими Аллах).

Знатоки Сиры (да смилуется Аллах над ними) были единодушны в том, что именно тринадцатый год пророчества стал тем переломным моментом, когда по извечной воле Всевышнего люди стали с большим почтением относиться к исламу.

Вероучение Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) завоевывало сердца всё большего количества простых людей, одерживая новые победы над неверием и невежеством. В том году, в сезон хаджа, в Мекку прибыло множество мужчин и женщин из Медины с целью посетить Бейтуллах. Передают, что их было триста или даже пятьсот человек.

Ка᾿б бин Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «В тот год мы прибыли к Заповедному Дому для хаджа и встретились с Посланником, мир ему. Вечером второго дня праздника мы тайно собрались в Акабе, чтобы принести клятву верности.

Расулюллах (мир ему и благословение Аллаха) соизволил сказать: «Поклянитесь в том, что в любых обстоятельствах вы без сожаления будете расходовать свои средства на пути ислама, что будете побуждать людей к одобряемому и удерживать от порицаемого, что будете говорить правду, невзирая ни на кого, и станете моими помощниками. Когда я прибуду к вам, вы будете защищать меня от врагов точно так же, как защищаете себя, ваших жён и ваших детей. И за это вам будет вечный Рай».

Прошло примерно две трети ночи, когда мусульмане начали собираться в Акабе. Мы делали это с осторожностью, так как опасались неверующих. Постаравшись изменить свою внешность, мы по одному вышли из своих домов и собрались в том месте, где договорились встретиться. Там нас уже ждали Посланник (мир ему и благословение Аллаха) и его дядя Аббас (да будет доволен им Аллах). Хотя он еще к тому времени и не принял ислам, но пришел из братской солидарности. Посланник, мир ему, привел его с собой, поскольку он был благоразумным и осторожным человеком.

Ка᾿б бин Малик (да будет доволен им Аллах) продолжает свой рассказ: «Той ночью для присяги прибыли семьдесят мужчин и две женщины. Первым заговорил Аббас, который сказал:

«Эй, жители Медины! Вам хорошо известно, какое положение занимает среди нас Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он пользуется уважением среди своих соплеменников. И мы полны решимости защищать его от врагов и оберегать от всяких бед. Но сам он хочет расстаться с нами и присоединиться к вам. Если вы тоже готовы проявить преданность и защищать его от злодеяний врагов и от вреда противников, тогда пусть он уходит к вам по своему желанию. Но если вы не уверены в себе, то лучше откажитесь от этого сегодня. Пусть он останется в своем племени, где пользуется уважением и защитой».

Почтенные ансары сказали: «О, Аббас! Мы услышали твои слова. Но теперь слово за тобой, Посланник Аллаха! Бери с нас любые клятвы и ставь нам любые условия, какие захочешь».

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) стал говорить и прочел несколько аятов из Священного Корана. Люди сказали: «О, Расулюллах! Скажи нам, в какой форме мы должны принести клятву».

Повествуется, что Асад бин Зурара (да будет доволен им Аллах) повернулся лицом к Посланнику, мир ему, и сказал: «О, Расулюллах! Позвольте, я скажу вам несколько слов».

Расулюллах (мир ему и благословение Аллаха) разрешил, и Асад продолжил:

«О, Посланник Аллаха! У каждого призыва есть своя особенность. То, к чему призывают, может быть легким или же трудным. Ты призываешь нас к чему-то такому, что с трудом воспринимается людьми. Ведь ты велишь нам отречься от своей веры и принять ислам. Это очень трудное дело, но мы согласились на это всею душой. А еще ты повелеваешь нам прервать отношения с нашими родными и друзьями. Мы искренне согласились и с этим. Это тоже очень тяжело. И в-третьих, мы были единой общиной, и никто не пытался властвовать над нами.

Ты попросил нас заступиться за тех, кто оказался вдали от своего племени и чьи родственники отказались защищать его. Мы согласились и с этим, посчитав это дело своим долгом. На всё это может согласиться лишь тот, кого Всевышний Аллах одарил зрелостью и хидаятом. Все сказанное мной исходит не только из моих уст, а от наших сердец. В этом деле мы все едины и готовы поклясться во всем сказанном. Мы знаем, что рука могущества Всевышнего Аллаха поверх наших рук. Мы клянемся: наши души станут хранителями твоей благородной души, а наши тела ‒ заслоном и укрытием для твоего благословенного тела.

Как мы защищаем своих жён и детей, так же и еще сильнее будем защищать тебя. Благодаря этому, мы войдем в число обретших вечное блаженство. Если же мы нарушим эту клятву, то тем самым нарушим завет с Всевышним Аллахом и окажемся в числе нечестивцев. Да хранит нас Аллах. Мы будем верны данному слову. Да поможет нам Аллах в этом деле».

Когда Асад закончил говорить, Посланник, мир ему, сказал: «Я ставлю условие, что вы будете поклоняться Всевышнему и не станете придавать Ему равных, что будете защищать меня так же, как защищаете самих себя, ваших жён и детей».

Асад ответил: «Мы согласны, о, Расулюллах! Мы готовы исполнять всё, что ты прикажешь, и клянемся в этом».

Повествуется, что Аль-Бара бин Маʼрур первым взял Расулюллаха за руку, чтобы принести клятву. В других риваятах говорится, что первым был Абу Умама Асад бин Зурара или же Абу аль-Хайсам бин ат-Тайхан. Каʼб бин Малик передал слова Абу аль-Хайсама, сказанные им при принятии присяги:

«О, Посланник Аллаха! Поистине, нас связывают с людьми определенные узы, которые нам придется разорвать. Но не получится ли так, что, если мы сделаем это, а потом Аллах поможет тебе, и ты одержишь верх, затем вернешься к своему племени, оставив нас опечаленными и обездоленными?» Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) улыбнулся и сказал: «Моя кровь ‒ это и ваша кровь. Моя могила будет там, где и ваша могила. Я ‒ ваш, а вы ‒ мои. И я стану сражаться с теми, с кем станете сражаться вы, и жить в мире с теми, с кем помиритесь вы».

Одним словом, соглашение было заключено. По указанию Джибриля, мир ему, Расулюллах (мир ему и благословение Аллаха) выбрал девять представителей из племени хазрадж и трёх человек из племени аус, которые должны были нести ответственность за соблюдение условий соглашения.

Старшины из племени хазрадж: Бара бин Маʼрур, Рафиʼ бин Малик, Саʼд бин Хайсам, Саʼд бин ар-Раби, Убада бин ас-Самит, Абдуллах бин Раваха, Абдуллах бин Хезам, Мунзир бин Амр, Амр бин Хунайс. Представители племени аус: Абу аль-Хайсам бин Тайхан, Усайд бин Худайр и Асад бин Зурара.

Из книги "Истории Пророков"

Социальные комментарии Cackle