В переводе смысла следующего аята Корана говорится: "Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день" (4: 59). Смысл этого аята в том, что в спорных вопросах необходимо обращаться к Корану и Сунне, но делать это надо ученым (Муджтахидам), а обычные мусульмане должны следовать их научным выводам (Иджтихаду).
Для верного понимания религии необходимо чтение книг по Фикху, которые единогласно одобрены учеными Ахл-и-с-Сунна. Посредством чтения каких-либо других книг, невозможно правильно понять религиозные основы. Невозможно совершать поклонения, руководствуясь первой попавшейся книгой, или по указаниям неизвестных учителей. К великому сожалению, в наше время не каждая, красиво оформленная арабской вязью книга, так же как и не каждый шейх, могут быть нашими наставниками. Но, на то воля Аллаха испытывать нас таким образом. Получение религиозных знаний является слишком серьезным делом и требует от нас большого внимания и избирательного подхода к книгам, к учителям. В связи с этим, мусульманам необходимо иметь религиозные учебники, переведенные из достоверных книг Приверженцев Сунны. И да спасет и сохранит нас Аллах субхана ва тааля от чтения так называемых "религиозных учебников", основывающихся на книгах "ученых", давно сбившихся с Истинного Пути. Родителям необходимо помнить, что самым лучшим наследством для их детей будет хорошее воспитание, основанное на книгах "Ильмихал" ученых Ислама - Приверженцев Сунны.
И снова об Ученых
Один из выдающихся муджтахидов Ислама Имам Раббани (да будет милостив к нему Аллах) еще четыреста лет тому назад писал в своих посланиях: "В наше время значительно уменьшилось количество ученых Ислама. А те, немногие из существующих истинных последователей сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), скомпрометированы современными "шейхами", лжеучеными, погрязшими в нововведениях и смешении Ислама с чуждыми этой религии культами. Эти невежды, лжеученые старались завоевать сердца нации любым способом, не чураясь и самыми отвратительными культами религиозных систем, далеких от Единобожия. Видимо, эти несчастные рассчитывали таким способом увеличить количество последователей Ислама. Горе им! Их деятельность скорее разрушает религию. Да простит их Аллах и направит на путь Истины. Современным мусульманам надо быть более разборчивыми в выборе наставников, и следовать только за учениками настоящих Муджтахидов прошлого". (Имам Раббани, "Мактубат"; том - 2, послание - 62).
Имам Абд-ул-Гани ан-Наблуси (да будет милостив к нему Аллах; ум. в 1143/1731) в книге "Хадика..." говорит о том, что надо быть внимательным в выборе наставников. Необходимо следовать указаниям ученых-Суннитов. Кто не следует за ними, непременно подпадет под влияние заблудших лжеученых, книги которых - сущая отрава. И приводит следующие хадисы:
"С приближением Кыйамата (Конца света) уменьшатся знания, и распространится невежество".
"С уменьшением количества ученых, уменьшатся и знания. Невежественные люди будут давать фетвы по собственному разумению. Это собьет людей и откроет дорогу фитне".
"Каждый век будет хуже предыдущего. И так будет продолжаться до Конца Света".
В книге "Мерадж-уль-бахрейн" Рукн-ад-Дина аль-Чешти говорится: "Имам Малик б. Анас (да будет милостив к нему Аллах; 90/708-179/795), сказал: "Если кто-либо начнет заниматься ат-Тасаввуфом, не изучив в необходимых пределах науку Фикх, в конце концов, сойдет с Пути Истины. Если же изучит Фикх, но не будет иметь понятия об ат-Тасаввуфе, то, скорее всего, не избежит нововведений (бида') и пойдет по ложному пути. Истины достигнет лишь тот, кто получит достаточные знания по обеим наукам".
Ученые Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а предупреждали, что не дозволено читать тафсиры, не получив знаний по Фикху, необходимых (фарду-айн) каждому мусульманину. В нашем сегодняшнем состоянии совершенно невозможно извлечь религиозно-правовые знания из толкований Корана (даже из самых лучших!). Не обладаем мы сейчас, после стольких лет духовного паралича, необходимыми знаниями, чтобы понимать тафсиры Корана, которые по существу предназначены для ученых. Только они, ученые Сунниты, могли выносить правовые решения, обладая знаниями по многочисленным наукам, и в том числе по тафсиру. "Ученые" остальных 72-х направлений Ислама потому и оказались на ложном пути (или окажутся, если еще не все объявились), что неверно понимали значения аятов по толкованиям, порою весьма сомнительным. Теперь, представьте себе обычного мусульманина, который принимается за изучение тафсиров. Куда его выведет такое занятие, если даже ученые не всегда справлялись с этим. Более того, многие из так называемых "ученых" сошли с пути истины, даже тогда, когда предметом их изучения были лучшие толкования Корана. Но и тут они не смогли правильно их понять.
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»