Человек, подающий милостыню, должен отдавать лишь то, что остается после удовлетворения потребностей своей семьи. Не надо переходить за грань разумного, раздавая то, в чем нуждаешься сам и нуждается твоя семья. И бедному, и богатому запрещено оставлять своих детей голодными, раздавая их еду нищим. Он может сделать это только в том случае, если семья с этим согласна.
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Эй, моя умма! Клянусь Аллахом, направившим меня истинным пророком, что Аллах не примет милостыню того, кто отдает ее другим, когда у него есть бедные родственники. Клянусь Аллахом, в чьей длани моя душа, что в Судный день Он даже не взглянет в лицо тому человеку» (Таберани).
Правда ли, что самая лучшая садака – это та, которая дана родственникам?
Милостыню надо подавать быстро и как можно раньше. Наш Пророк (мир ему) сказал: «Подавайте садака пораньше, ибо садака предотвратит беду» (См.: Хайсами «Маджмау’з-Заваид», 3/63).
Лейс б. Са’д (да будет доволен им Аллах) каждый день не начинал говорить, не подав садака тремстам шестидесяти нищим. Он был известен своей щедростью. Его дневной доход составлял тысячу динаров. И их он отдавал добровольно. Как-то раз Харун Рашид послал Малику б. Анасу пятьсот динаров. Узнав об этом, Лейс отправил тысячу динаров. Харун Рашид был очень недоволен этим. Он заявил:
- Я отдаю пятьсот динаров. Ты же отдаешь тысячу динаров. Тогда как ты находишься в моем подчинении.
Лейс на это ответил:
- О, Повелитель правоверных! У меня есть доход в тысячу динаров в день. Я стыжусь подавать меньше этого («Ихья улюм ад-дин»).
Подающий милостыню должен делать это тайком, не заявлять об этом открыто. В дошедшем от Абдуллаха б. Масуда (да будет доволен им Аллах) риваяте посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Есть три человека, которых любит Аллах. Человек, который встает по ночам и читает книгу Аллаха. Человек, подающий милостыню тайком, так что его левая рука не знает, что подает его правая рука. Человек, который в бою против войска в четыреста человек продолжает идти на врага после того, как его товарищи разбежались, подвергшись разгрому» (Абу Давуд, Джихад, 36).
В аяте сказано:
إِن تُبْدُواْ الصَّدَقَاتِ فَنِعِمَّا هِيَ وَإِن تُخْفُوهَا وَتُؤْتُوهَا الْفُقَرَاء فَهُوَ خَيْرٌ لُّكُمْ وَيُكَفِّرُ عَنكُم مِّن سَيِّئَاتِكُمْ وَاللّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
«Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Аль-Бакара», аят 271).
Вот поэтому первые мусульмане были очень щепетильны в этом вопросе. Некоторые даже подавали милостыню слепым, дабы не узнали, кто подает. Некоторые же клали садака в карманы нищим, когда те спали. А некоторые оставляли подаяния возле дороги, по которой проходили нищие.
Когда подаешь что-нибудь просителю, не надо попрекать. Надо быть благодарным этому нищему за то, что он дал тебе возможность этим подаянием очистить твое имущество и заслужить саваб.
Когда подаете садака, надо подавать ее ради довольства Аллаха тем беднякам, у кого нет никого: ни друзей, ни родных, кто не ходит, попрошайничая, по улицам и базарам, кто не притягивает ладони к людям, кто крайне стеснителен. Надо избегать подавать тем бедным, которые восхваляют тебя и от которых можно ожидать какую-то пользу. Также не нужно подавать тем людям, которые достойны уважения и за которых надо молиться.
Садака не подается ради показухи. Не надо лишать милостыни тех нищих, которые не навещали тебя, не спрашивали о твоем здоровье и не сделали тебе ничего хорошего. Если заранее известно, что поданная милостыня будет потрачена в греховных местах или использована во враждебных целях, тогда ее лучше не подавать.
Когда подается садака нищему, ее надо подать лично, своими руками. Посланник Аллаха (мир ему) в таких случаях подавал садака лично, никому не поручал это дело. Не надо упускать случая подать милостыню, когда твое сердце тронуто жалостью.
Человек должен делать пожертвования из того имущества, которое ему самому нравится. Досточтимый Али (да будет доволен им Аллах), собираясь делать пожертвования, выбирал лучшее из того золота, что у него было в кармане. Когда же ничего не находил, то выбирал лучшее из одежды и говорил: «Я боюсь, что в книге моих деяний будет записано: «Ты лучшее оставлял себе, а худшее отдавал как садака».
Пожертвования нельзя делать, рассчитывая что-то получить взамен, требуя за это что-то продать или подарить. В аяте сказано:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُبْطِلُواْ صَدَقَاتِكُم بِالْمَنِّ وَالأذَى كَالَّذِي يُنفِقُ مَالَهُ رِئَاء النَّاسِ وَلاَ يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ
«О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день» (сура «Бакара», аят 264).
Добрые дела – это соответствующие довольству Аллаха поступки. При встрече с мусульманами не надо выражать недовольства, а быть приветливым и вести себя так, чтобы возбуждать радость в сердцах. Вот поэтому те, кто не может найти, что подать как садака, должны проявить приветливость и любезность.
Из книги «Исламский путь»