«Все, что пьянит – хамр, и любой хамр – запретен»
Есть очень интересный хадис от Умара ибн Аль-Хаттаба (р.а). До ислама Умар (р.а), часто употреблял алкогольные напитки, на самом деле многие сподвижники во времена джахилии злоупотребляли этим.
Когда Умар (р.а.) принял ислам, он хотел убедиться, что оставил после себя всё нежелательное, и делал это искренне ради довольства Аллаха и Его Посланника ﷺ.
Умар (р.а.) искренне просил Всевышнего разъяснить ему некоторые вопросы. И многие из нас знают о связи между дуа Умара (р.а.) и некоторыми аятами об алкогольных напитках. Давайте обратимся непосредственно на повествование, которое передано в сборнике хадисов Тирмизи:
Умар делал дуа:
«О, Аллах, сделай вопрос об алкогольных опьяняющих веществах как можно более ясным для нас».
Когда он произнес это дуа в первый раз, Аллах ниспослал следующий аят:
«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о вине и азартных играх. Ответь: «В них большой грех, но и [незначительная] польза для людей, впрочем, греха в них [несоизмеримо] больше, чем пользы» (Аль-Бакара, 219).
После того, как этот аят был ниспослан, Умар (р.а.) начал возносить Всевышнему такое дуа:
«О, Аллах, дай нам ясность в этом вопросе. Я действительно хочу знать, харам ли это всегда или в определенное время».
Можно ли мусульманам пить безалкогольное пиво?
Тогда Всевышний ниспослал следующий аят:
«О верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать [смысл того], что говорите» (Ан-Ниса, 43).
Потому что в итоге произошло то, что группа сподвижников совершала магриб-намаз, а сподвижник, который проводил намаз, был пьян, поэтому он начал путать аяты и прыгать от одной суры на другую.
Поэтому Всевышний запретил приходить на молитву в нетрезвом состоянии.
После этого аята сподвижники либо пили задолго до намаза, чтобы протрезветь, перед тем как прийти в мечеть, либо начинали пить после иша-намаза.
После этого Умар (р.а.) еще раз обратился к Всевышнему с дуа: «О, Аллах, проясни для нас вопрос об алкоголе».
Всевышний ниспослал следующий аят:
«Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и [взаимную] ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и [совершать] намаз. Неужели вы не перестанете?» (Аль-Маида, 91)
Умар (р.а.) сказал: «Все понятно. Я больше не буду произносить это дуа!»
После этого аята некоторые из сподвижников пришли к пророку Мухаммаду ﷺ и спросили: «Что случится со сподвижниками, которые до этого умерли и пили?»
Всевышний ниспослал следующий аят:
«Нет греха на верующих, совершавших благие дела, за то, чем они питались [до запрета], если они остерегались [других запретов], верили [проявляя стойкость в вере] и совершали благие дела. А затем [после запрета на опьяняющие напитки и азартные игры] они остерегались [запретного] и верили [в запретность этого]» (Аль-Маида, 93).
История о том, как с милостью Аллаха спиртное превратилось в уксус
Из этой истории действительно важно то, что Умар (р.а.) искал истину, он не искал лазейки, он не искал удобства. Потому что его любовь к Аллаху и пророку Мухаммаду ﷺ была больше, чем его любовь к алкоголю и другим греховным делам.
И доказательством этого также является то, что передано у Аль-Бухари и Муслима о том, что Умар действительно встал и сказал: «О люди, запрет на одурманивающие вещества очевиден. Будь то виноград, финики, мед, пшеница или ячмень… все то, что опьяняет ум, остановитесь ли вы и избежите греха?»
Уровень искренности, которым обладал Умар (р.а.) является для нас примером. А именно желание знать правду, чтобы за ней не следовало, а не желание найти лазейку, чтобы продолжать подчиняться своим низменным желаниям.
Мухсин Нурулла