Как ислам захватил... сердца и умы жителей Египта, Сирии и Ирака

Стандартное обвинение мусульман и в целом всей религии Ислам заключается в следующем: «Единственная причина, по которой Ислам стал мировой религией, заключается в том, что его распространяли силой». Это любимое замечание исламофобов, которые выступают в роли аналитиков и историков и видят угрозу со стороны Ислама для западного мира. Это очень непростая тема, которая, тем не менее, вызывает бесчисленное количество споров. Поэтому необходимо досконально изучить этот вопрос, проанализировать, чтобы понять, уместно ли такое высказывание и насколько оно справедливо.

Египет, Сирия, Ирак и Персия - первые завоевания

После жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) исламская экспансия действительно имела место быть в начале 630-х годов нашей эры. Именно тогда стартовали кампании против Византийских и Сасадинских (персидских) империй, которые столкнулись с новой религией Ислам, с её пустынными арабскими воинами против признанных и древних империй, расположенных в Константинополе и Ктесифоне.

Первый халиф Абу Бакр составил свод правил для армии, которые сегодня выглядят довольно краткими.

«Остановитесь, о люди, чтобы я мог озвучить вам десять правил, которыми нужно руководствоваться на поле битвы. Не предавайте и не отклоняйтесь от правильного пути. Вы не должны калечить мёртвые тела. Нельзя убивать детей, женщин или пожилых людей. Не причиняйте вреда деревьям, не сжигайте их, особенно те, которые плодоносят. Не убивайте животных из стад вашего врага, за исключением необходимости в пропитании. Проходите мимо людей, которые посвятили свою жизнь услужению Господу, оставьте их в покое».

Эти правила оказались уникальными и инновационными в то время. Незадолго до мусульманской экспансии византийцы и персы вели длительную войну, которая оставила в руинах земли от Сирии до Ирака. Абу Бакр дал понять, что мусульманская армия живёт по иным законам и принципам, ограничивая военные действия лишь столкновениями между армиями и правительством противника, не вовлекая в это всё население. Закон шариата запрещает применять силу против кого-то, за исключением законных случаев войны против конкретного противника.

Цель этой публикации не заключается в том, чтобы подробно описать тактику или отдельные битвы в процессе завоевания Египта, Сирии и Ирака. Достаточно будет отметить, что Сирия находилась под контролем мусульман в 638 г., Египет – в 642 г., а Ирак (Персия) – 644 г. Византийская империя, потеряв контроль над религиозным центром в Сирии, а также и коммерческой базой в Египте, была сильно ослаблена к этому времени. С другой стороны, империя сасанидов прекратила своё существования после завоевания мусульман. В политическом плане это была катастрофа для таких крупных держав. Но вернёмся к основной идее нашего материала – как Ислам распространялся на покорённых территориях.

Население не было вынуждено принимать Ислам. Им было предложено продолжать жить своей жизнью, как это и было на протяжении многих веков. Рассмотрим это на примере завоевания Иерусалима. В то время халифом был Умар ибн аль-Хаттаб, который подписал соглашение о капитуляции патриархами города.

«Он (Умар) дал им уверенность в безопасности не только самих себя, но и частной собственности, церквей, крестов, больных и здоровых жителей города... Их церкви не будут заполнены мусульманами и не будут уничтожены. Они не будут насильственно обращены в другую веру».

Ни одна другая империя или государство в то время не были известны таким высоким уровнем религиозной терпимости. Умар, будучи сподвижником Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), создаёт прецедент в подписанном договоре, который касался лечения завоёванных народов согласно исламским законам.

На территории остальных завоёванных землях Египта, Сирии, Ирака и Персии действовали аналогичные договоры. Были ли граждане этих территорий христианами, иудеями, сабианами или зороастрийцами – им всем было разрешено сохранять свои религиозные предпочтения. Что касается этого периода, то нельзя найти ни одного примера, когда хотя бы одного человека насильно заставили поменять веру.

Доказательством отсутствия принудительного принятия Ислама в этих землях являются существующие и по сей день в этих странах христианские общины. В течение первых веков после завоевания мусульманами большая часть здесь продолжала исповедовать христианство. Медленно, с течением времени они начинают воспринимать Ислам в качестве своей религии, а арабский язык считать родным.

Сегодня большой процент христиан остаётся в Египте – 9%, Сирии – 10%, Ливане – 39%, Ираке – 3%. Если бы ранние мусульманские завоеватели (или даже более поздние мусульманские правители) принуждали бы местное населения принимать Ислам, то до наших времён не сохранилась бы ни одна христианская община. Само их существование есть главное доказательство того, что Ислам не распространялся мечом.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle