«И когда ты увидишь тех, кто рассуждает о Наших аятах (отрицая их истинность, издеваясь над ними или критикуя), то покинь их (встань и уйди от них, чтобы выразить им свое неодобрение), пока они не поменяют тему разговора. А если шайтан заставит тебя забыть об этом (запрете), то не сиди с плохими людьми после того, как вспомнишь (о нем)» (Аль-Ан’ам, 68).
Как уже говорилось ранее (в разъяснении причин ниспослания 140-го аята суры ан-Ниса) многобожники в своих собраниях рассуждали о Коране и издевались над ним. И в связи с этим, Аллах Всевышний ниспослал этот аят. Это было в Мекке.
После того, как посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину, то на этот раз то же самое стали делать иудеи, а слушателями в этих собраниях были мунафики (лицемеры).
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Он (Всевышний Аллах) уже ниспослал вам в (этой) Книге, чтобы вы, услышав, как они отвергают аяты Аллаха и насмехаются над ними, не сидели вместе с ними, пока они (оставив отрицание и насмешки) не перейдут к другому разговору. (Так как) Иначе (если, имея возможность опровергнуть их слова или покинуть собрание, вы не сделаете этого, то) вы уподобитесь им. Поистине, Аллах соберет всех лицемеров и неверующих вместе в Аду» (ан-Ниса 4/140). (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 11/81).
В своем тафсире Фахруддин ар-Разы приводит риваят, переданный от Вахиди, в соответствии с которым многобожники в присутствии верующих поносили и издевались над посланником Аллаха ﷺ и Кораном. И тогда был ниспослан этот аят, в котором верующим приказывалось не садиться вместе с многобожниками, пока они не сменят тему разговора (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 13/25).
В соответствии с риваятом, переданным от Ибн Джурайджа, по сути, многобожники приходили к посланнику Аллаха ﷺ с желанием послушать Коран.
Однако послушав его, они начинали издеваться над ним (над Кораном), и вот, в связи с этим и был ниспослан данный аят (Табери, Джамиуль-Байан, 7/149).
«А богобоязненные люди не отвечают за их (грехи и за) отчет (тех, кто отрицает истину и издевается над аятами). (Однако) они (праведники) должны напоминать им (неверующим), – чтобы те побоялись (издеваться над Кораном)» (Аль-Ан’ам, 69).
В риваяте переданном от Ибн Аббаса сообщается, что когда был ниспослан аят: «И когда ты увидишь тех, кто рассуждает о Наших аятах (отрицая их истинность, издеваясь над ними или критикуя), то покинь их (встань и уйди от них, чтобы выразить им свое неодобрение), пока они не поменяют тему разговора», тогда мусульмане сказали: «Если каждый раз когда многобожники издеваются над Кораном мы будем уходить, то мы не сможем находиться в Запретной мечети и не сможем совершать таваф (обход) Каабы». И тогда был ниспослан этот аят. (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/62).
Все фото: shutterstock.com