"Из-за ученого, не имеющего деяний, мужчины и женщины остаются без шариата и религии"

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 76. Разъяснение того, что ученый должен совершать деяния, ведь говорить и не делать – это плохо, прибегаем [от этого] к Аллаху!



Ученый, который о знании говорит многократно,
Речами розы отделяет от колючек. 

Соблюдает шариат и выносит решения на его основе,
Говорит: «Я ученый» и выдает себя большим человеком,

Науке ради положения и выгоды
Научился, дабы [получить] степень.

Из деяний сделал он то, что сел повыше (занял более высокое место или положение – прим. ред.),
Речами своими множество сердец разбил.

В одно мгновение десять видов заклинаний прочитал,
Дабы здорового [человека] свалить вниз головою.

Движением по кругу является знание без деяний.
Головой вниз упало оно в слякоть.

Не ведает о своем состоянии тот крупный [знаток] религии,
Не [подтверждает] действиями знание, признание (икрар) и убежденность (йакин).

Хотя и является он искусным в красноречии,
Оно бывает у него из-за безумия.

Занятием его самовыпячивание и муки сердечные являются.
Желание, алчность и нафс его товарищами являются.

Стыдится он религии и шариата Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.),
Шир, ра и ‘айн (буквы слова «шариат» – араб. шар’ – прим. ред.) к нему неблагосклонны.

Говорить и не делать для ученого – это плохо.
Без деяний знание для него подобно преграде.

Пожалуется, таким образом, на него знание
В День сбора Царю Вселенной.

Разве стоит ему гордиться таким знанием,
Даже если скажет он: «Я ученый этого времени».

С помощью ухищрений делает он слова предлогами,
Сто таких приемов использует неуместно.

Разве будет доволен им Абу Ханифа
В тот день, когда судьей будет Истинный (Хак)?

Скажи: «Прискорбно!» тому ученому,
Ибо никогда не совершаются им деяния.

Если наставляет людей тот дорогой,
Тогда почему же в сущности его нет различения?

Зачем говорить и не делать?
Разве подобное занятие для ученого дозволительно?

Из-за ученого, не имеющего деяний, несомненно,
Мужчины и женщины остаются без шариата и религии.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle