Усердие некоторых мусульман в распространении ислама достигает чуть ли не принуждения и агрессии в адрес «неверных». Ислам как религия золотой середины порицает крайности, в том числе и в «благом».
Коран также транслирует идею свободного выбора веры и даже к пророкам обращается как к передатчикам откровения, а не к преследователям. Иногда не мешает обратиться к этим аятам, чтобы напомнить об этой умеренности себе и единоверцам.
1. Нет принуждения в религии.
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий» (сура «аль Бакара», аят 256).
В толковании к этому аяту сказано:
«Это откровение подчеркивает совершенство ислама, который, благодаря своим безупречным доказательствам и ясным знамениям, является религией разума и знаний, непорочного естества и мудрости, праведности и наставления, истины и верного руководства.
Благодаря своему совершенству и полному соответствию человеческому естеству, Ислам не нуждается в принуждении. Обычно принуждают к тому, к чему человеческие сердца испытывают отвращение, что противоречит истине и не подтверждается очевидными доказательствами и знамениями.
Разница между прямым путем и заблуждением очевидна, и никто не сможет привести убедительное оправдание своему выбору, если он отвергнет прямой путь и откажется следовать истине»
2. Всевышний также говорит Своему Пророку (мир ему) что его миссия – донести откровение, но не принуждать людей к вере.
«Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной». Скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям: «Обратились ли вы в Ислам?».
Если они обратятся в Ислам, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения. Аллах видит рабов» (сура «алю Имран», аят 20).
3. Многие стараются обратить людей на свой путь, потому что они чувствуют ответственность и ношу греха за чужое неповиновение. Однако вопреки убеждениям многих, что они отвечают за поступки других/близких людей, Всевышний налагает на человека ответственность только за его собственные дела.
«Кто пойдет верным путем, то тот будет идти верно для самого себя, а кто заблудится, то тот заблудится против самого себя. И не понесет несущая ноши другой, и Мы (никого) не наказывали, пока не отправляли (к ним) посланника» (сура «аль Исра», аят 15).
4. Всевышний утверждает, что каждый человек сам выбирает свой путь, а кто из людей на более правильном – известно только Аллаху:
«Скажи (о, Посланник) (людям): «Каждый избирает свой путь, и Господь ваш лучше знает тех, кто прямее путем (к Истине)» (сура «аль Исра», аят 84).
Согласно толкованию «каждый человек совершает деяния, которые соответствуют его положению. Если он является чистым праведником, то его украшают деяния, которые он совершает ради Господа миров. Если же он относится к другой категории людей, которые лишены Божьей поддержки, то посвящает свои деяния творениям и стремится только к достижению своих корыстных целей. Аллаху прекрасно известно, кто достоин следовать прямым путем, и таких людей Аллах наставляет на прямой путь»
Одна из причин, по которым люди считают возможным преследовать других за их взгляды – уверенность в собственной правоте, а зачастую и высокомерие. Ислам порицает высокомерие, вне зависимости от того, на чем оно основано, на материальных или духовных достижениях. И несмотря на вескость повода, высокомерный человек может быть свергнут с пьедестала перед Всевышним.
В книге «Исследование сокровенных тайн сердца» аль Газали приводит притчу о двух людях – праведнике и нечестивце, которые в соответствии со своими делами пользовались уважением первый и презрением второй. Говорят, однажды они шли навстречу друг другу по одной улице, и завидя друг друга издалека, они решили отвернуться.
Нечестивец решил отвернуться из-за стыда за свои дела, а праведник – потому что он считал ниже своего достоинства идти одной дорогой с презренным человеком.
Согласно преданию, после этого было ниспослано откровение, что Всевышний поменял их положения местами: нечестивец возвышен по причине его скромности, а праведник низведен по степени за свое высокомерие.
Какими бы правильными человеку не казались его дела и убеждения, только одному Творцу известно его положение, истинные намерения и конец.
Эта аксиома должна служить постоянным напоминанием о смирении перед Творцом. Подобные мысли не позволят превозносить себя и унижать других по причине их дел или мировоззрения. И тем более быть им судьей. Мы все в слишком зыбком положении, чтобы играть в судей для кого-либо кроме себя.
Ася Гагиева