"Ищи это четвертое время года в себе, сделай еще один небольшой тайный намек..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 69. Восхваление зимней поры
Четвертое время года [наступает], когда приходит стужа,
Так что от нее дрожащими становятся и юноша, и старик.
Стремись защититься от холода с помощью шубы,
В [месяц] дей удивительно быть без шубы.
Солнце силу [теряет и] слабеет.
Дей одолевает его, говорит: «Эй приятель!
Сорок дней власть моя будет действительна,
Правитель я, власть имею я над миром.
Воду заставлю вкус свой поменять,
Листья с ветвей заставлю рассыпаться.
Речи лишу я птиц на лугу,
Сделаю немыми я их, как и я сам.
Снег и холод происходят от характера моего,
Если лед и гололедица [повсюду], то это из-за меня!
Внутри дома устраиваю я сад,
Благодаря огню жгучему устраиваю цветник.
И растения, и все деревья
Высушиваю словно колючки.
Мир немеет от меня, языка лишается,
Ибо имею я природу смерти, несомненно.
Поскольку таковы дела месяца дей,
Словно враг, он покушается на религию.
Снова приходит войско весенней поры,
Дей убегает от него, попадает в плен.
Ищи это четвертое время года в себе,
Сделай еще один небольшой тайный намек.
Подобна качествам детства весна,
Весело и красиво все в ней, определенно.
Летняя пора подобна мужеству,
Мужество приятнее, чем человечность.
Что есть в тебе осенняя пора? Скажи об этом.
Именно она проседью бороду Мусы отметила.
Пора дея приходит неожиданно, словно смерть.
Она дает созреть плодам неспелым.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Объясните мне странное выражение "Традиционный Ислам"
В социальных сетях в последнее время пестрят комментарии недовольных пользователей, мол, кому пришло в голову перед словом Ислам ставить приставки традиционный, нетрадиционный, «и что это за традиции вообще могут быть в религии». Наверное, уж точно не журналистам, которые в своих материалах этот термин крутят-вертят, как хотят. Только вот понимаем ли, как перья в их руках вершат судьбы мировых религий?
-
В 2014 году ничего хорошего мир не ждет
К такому выводу пришли аналитики Всемирного экономического форума (далее - ВЭФ). Согласно представленному докладу под названием «Глобальная повестка 2014», развитие мира будет определяться десятью ключевыми тенденциями, ни одна из которых не является позитивной.
Доклад был подготовлен на основе опросов и дискуссий с 1592 экспертами по вопросам экономики, промышленности, политики и науки из 112 стран, а также членами Совета по глобальной повестке при ВЭФ, которые оценивали значимость мировых тенденций.
-
Одиночество? Не для мусульман!
Одиночество присуще Всевышнему, потому что Он, великий Создатель, оставил за собой эту привилегию, а всех живых существ создал в паре. Поэтому все создания Господа нуждаются друг в друге. В то же время, все живые существа по своей природе имеют недостатки и слабости. «Создания Господа», то есть все живые существа, созданные Аллахом, постоянно нуждаются как друг в друге, так и во всём, что сотворил Всемогущий.
-
Мусульманское государство
Традиционная форма государственности у всех мусульманских народов, исповедующих религию ислам, был имамат, которым всецело (то есть, как в политической, религиозной сфере, так и в светской) руководил халиф. Потому и называют мусульманское государство – халифат, где власть была только лишь у халифа. Но противоречия внутри государства на предмет верховного руководства привели к распаду единой власти и появлению многих разных исламских государств. Власть несколько ушла от халифа: он мог только располагать властью над духовной сферой, а другими (светскими) вопросами полностью занимался султан, поделив государство на санджаки, управляемые беями.
-
Следуем Сунне: 5 этапов имянаречения
В семье неописуемая радость: родился ребенок, великий дар и милость Аллаха Та’аля. Ваш дом озарился и стал еще светлее. Счастью родителей и всех близких нет предела. С этого дня в семье царят мир и покой, жизнь наполнена новыми заботами и хлопотами. По шариату, родители младенца должны за период до 40 дней с момента рождения...
-
Как следует поступать со старыми книгами и газетами, которые содержат аяты Корана?
Что делать с исписанными листочками, бумагами, старой литературой, на которых имеются хадисы или аяты из Корана, на которых присутствуют имена Всевышнего?
-
Так лучше не делать: 80 порицаемых (макрух) действий в намазе
Намаз - это, наверное, первое, чему начинает обучаться человек, который приходит в Ислам. Выучить необходимые суры, дуа; запомнить порядок движений - не так сложно. На много сложнее...
-
Правда ли, что петухи видят ангелов?
Согласно хадисам посланника Аллаха ﷺ, видеть джиннов и ангелов способны некоторые животные. Какие именно, читайте в статье.