Враждебный настрой фанатиков, изобличающих современный мир «джахилии» и настраивающих мусульман против него, в корне не согласуется с установками первоисточников ислама – Корана и Сунны. В плане утверждения миролюбия показательно, что слово «салям/мир» однокоренное с наименованием проповедуемой Пророком религии «ислям/ислам», что ас-салям («мир, мироподатель») – один из эпитетов коранического Бога (59:23), что Рай описывается как дар ас-салям («жилище мира»; 6:127; 10:25), а в качестве формулы приветствия для мусульман установлено пожелание мира: ас-салям ‘аляйкум! Коран объявляет мир естественной нормой сосуществования народов и конфессий.
Так, один из аятов наставляет: «О верующие, влейтесь в мир все вместе!» (2:208). Всякий раз, когда враг предлагает мир, мусульманам следует принять его: «Если склоняются они к миру, Склонись к нему и ты, Возлагая на Бога упование свое» (8:61). Весьма примечателен и такой факт. Как милость Писание описывает то обстоятельство, что Аллах не дал сойтись в бою мусульманам и язычникам в Худайбиййе (в окрестностях Мекки), на шестом году хиджры, когда Пророку (мир ему) и его последователям мекканцы не позволили совершить паломничество к Каабе: «Это Он удержал их (язычников) от нападения на вас, А вас – от ударов по ним в долине Мекки» (48:24).
Заключенное потом перемирие (на десять лет) Всевышний описывает в таких словах: «Воистину Мы одарили тебя блестящей победой!» (48:1). В том же духе свидетельствует и Сунна. Имя харб («воин») Пророк (мир ему) считал безобразнейшим (акбах, шарр) из имен. Известно и такое его наставление: «Не возжелайте встречи с врагом, а молите Бога об избавлении от нее!» (Сахих аль-Бухари № 3024 и Сахих Муслима № 1741).
Показательно и его восклицание о мекканцах язычниках-курайшитах, которые готовы были идти на войну, но не допустить мусульман к святым местам во время упомянутого выше «худайбийского паломничества»: «Несчастные курайшиты– их снедает жажда войны!» (Cира Ибн-Хишама, Т.2. С. 309, Сб. Муснад Ибн-Ханбаля, № 18431).
А когда после заключения соглашения о мире с мекканскими язычниками, которое предусматривало, среди прочего, отказ мусульман от паломничества в текущем году, кто-то из сподвижников Пророка вопрошал: «Разве это победа?», то Пророк решительно подтвердил: «Конечно!» (Сахих аль-Бухари № 3182 и Сахих Муслима № 1785).
Передают также, как в бытность в Мекке к Пророку (мир ему) обратились некоторые его последователи, сетуя на заповедь не отвечать насилием на насилие со стороны мекканских язычников: «Как же так, о Посланник Божий: будучи язычниками, мы были такими неприступными (а‘изза), а сейчас, когда приняли ислам, стали столь ничтожны (азилля)?! Мне велено быть великодушным (‘афу), не станем сражаться! – ответил им Пророк» (Сунан Насаи № 3086).
Говоря о кораническом миролюбии необходимо остановиться на одном из некорректных доводов, к которому апеллируют и не-доброжелатели ислама, и радикалы из числа его приверженцев, – доводе о «запрете» дружить с иноверцами. Здесь, как и во многих других случаях, имеет место типичный прием выдергивания цитат из контекста. Прежде всего, это касается такихайатов: «О верующие [в Коран], не берите неверных (аль-кафирин) в приятели…» (4:144) и «Не берите иудеев и христиан в приятели!» (5:51).
Как известно, проповедь Пророка (мир ему) была встречена агрессивной враждой со стороны мекканских и других аравийских язычников, к которым примыкали и аравийские иудеи, особенно мединские. И любое непредвзятое прочтение Корана убеждает в том, что именно такие враждующие язычники и «люди Библии» подразумеваются в коранических предостережениях мусульманам от заведения с ними приятельских связей.
Так, в айате 4:144, где говорится «О верующие [в Коран], не берите неверных (аль-кафирин) в приятели…», а далее идут слова «в ущерб правоверным». А начальные стихи суры 60 четко разъясняют мотив указанного подобного предостережения: «О верующие [в Коран], не водите дружбы с врагами вашими и Моими, подавая им знаки своей приязни. Ведь они отвергли явившуюся вам истину, изгнали Посланника (Мухаммада) и вас самих за веру в Бога, Господа вашего… Окажись вы в их власти, и они обойдутся с вами как с врагами – дадут волю кулакам и устам своим, добиваясь вашего отречения от веры» (60:1–2).
Схожее наставление, на сей раз относительно иудеев Медины, указывает: «О верующие, водите дружбу лишь со своими, но не с теми, кто не замедлит причинить вам вред и порадуется вашему горю. На устах их – ненависть, а в сердцах ее еще больше. Вы любите их, а они вас – нет. Наедине с собой скрежещут зубами от ярой ненависти к вам. Выпадет вам добро – они огорчатся, а случись с вами несчастье – порадуются» (3:118–120). И снова речь не об иноверцах вообще, а конкретных современниках Пророка, которые причиняли вред мусульманам...
Продолжение следует
Islam-Today