Ихсан

Ихсан называют душой и ядром Ислама. Ихсан – это одна из трёх степеней верования, которое совершается с такой искренностью и осознанием того, что хоть мы и не можем видеть Всевышнего, он всегда видит нас и наши поступки. Ихсан – это высшая мера проявления веры.

Пророк Муххаммад говорил по поводу Ихсана: «Ихсан — это когда ты поклонишься Аллаху так, как будто ты видишь Его, но даже если ты не можешь видеть Его — Он видит тебя».

Каждый верующий понимает, что Аллах Всевидящий и Всеслышащий, но иногда, когда мы остаёмся наедине с собой, мы можем совершить поступок, который никогда бы не позволили себе в присутствии других, а также в голову вселить мысли, озвучив которые прилюдно принесли бы нам стыд и позор. Получается так, что мы боимся и стыдимся больше людей, чем Всевышнего. Человек способен ограничивать себя в присутствии людей, следуя Шариату, но искренняя вера – это когда человек даже наедине с собой следует вере в Аллаха и осознаёт то, что Всевышний видит его в любом месте и знает все его мысли.

Можно сказать, что Ихсан объединяет Иман и Ислам и делает их полноценными. Например, человек соблюдает все требования Ислама и совершает поклонение, его видимые действия: намаз, хадж, выплачивает закят, соблюдает пост и т.п. Но возможно, что он делает это не совсем искренне, а ради корысти и показухи, чтобы завоевать почёт родственников и друзей и показать себя в лучшем свете. Также и в Имане, человек способен говорить о своей вере, но при этом его внутренняя духовность может не соответствовать его высоким словам.

Поэтому Ихсан – это третья основная философия, которая объединяет и совершенствует первые две. Именно такая вера делает человека покорным Аллаху независимо от того находится ли человек в уединении или среди людей. Он одинаково чист как внутри, так и снаружи.

Но как же достичь этого состояния Ихсана? В Исламе вопросами нравственности занимается наука тасаввуф. Наука тасаввуф или суфизм – это наука очищения сердца, а людей, которые стремятся при помощи данной науки достичь богобоязненности, называют суфиями.

В тасаввуфе каждый ученик должен иметь своего учителя, суфийского шейха для получения у него знаний. Наставников называют ишанами или муршидами, а учеников – муридами. В свою очередь, сам шейх получает знания у учителя, тем самым выстраивает непрерывную цепочку передачи знаний, восходящую к Пророку. А Пророк – это истинный источник исламских знаний.

Но суфийский ученик должен быть внимательным в выборе истинного учителя, так как на сегодняшний день развелось много лжешейхов, которые зачастую отходят от Шариата и вносят свои новшества в религию, искажая первоисточники.
В книге «Ихья улюм ад-дин» великого исламского учёного аль-Газали сказано: «Мурид нуждается в наставнике, за которым можно было бы следовать. Он нуждается в том, чтобы наставник направил его на истинный путь. Пути религии тёмные. Путей шайтана очень много, и все они явные. Того, у кого нет наставника, чтобы тот наставлял на истинный путь, шайтан, несомненно, переманит к себе. Тот, кто ходит по краю обрыва без поводыря, обрекает себя на явную гибель».

Социальные комментарии Cackle