В преданиях говорится, что в один из дней мать пришла навестить Ибрахима (а.с.). В разговоре сын спросил у матери: «О, мать моя! Есть ли другие места, кроме того, что я вижу?» Мать ответила: «Конечно есть. Это только одна пещера. Некогда я спрятала тебя здесь из-за страха перед врагами. А между тем имеется еще столько мест, которые стоит посмотреть». «Покажи мне их!» - попросил юноша. Мать согласилась и ночью вывела сына из пещеры наружу.
Ибрахим (а.с.) стал внимательно наблюдать за окружающим миром, стараясь осознать все, что есть на земле и на небе. Внезапно он устремил свой взор на Венеру. В те времена Азар и другие люди поклонялись идолам, Луне и звездам. Увидев яркую звезду, Ибрахим (а.с.) подумал, что, наверное, ей поклоняются люди, и поэтому спросил: «Не это ли мой господь?»
Позже он увидел верблюдов, коней и овец. И сказал про себя: «Безусловно, должен быть кто-то, кто их сотворил». Всевышний Аллах показал Ибрахиму (а.с.) все, что есть на земле и небесах. Через некоторое время Венера скрылась с небосвода. Ибрахим (а.с.) подумал: «Нет, это не может быть богом». Потом показалась Луна. Он снова подумал: «Не это ли мой господь?» Но через некоторое время и Луна скрылась с небес. Ибрахим (а.с.) сказал про себя: «Это не может быть божеством, оно то появляется, то исчезает, и постоянно меняется. Кто изменяется, тот нуждается в ком-то другом. А тот, кто нуждается в других, тот сотворен. А между тем божество не нуждается ни в ком и ни в чем. Все нуждаются в нем. И оно никогда не меняется».
Мать привела Ибрахима (а.с.) домой. Его отчим Азар иногда его сильно любил, а временами охладевал к нему. А причина этого отчуждения состояла в том, что однажды Ибрахим (а.с.) сказал своему отчиму: «Отец мой, почему ты поклоняешься тем, кто не видят и не слышат, и от которых нет тебе никакой пользы?» Азар возмутился: «Ты, что? Хочешь меня разлучить с моими богами? Если ты не оставишь этих попыток, я вынужден буду сказать тебе очень неприятные слова и сильно огорчу тебя».
Передают, что Азар зарабатывал на жизнь изготовлением и продажей идолов. Никто не превосходил его в этом деле. Он заставлял сыновей продавать сделанных им идолов. Братья Ибрахима (а.с.) держали в руках идолов и, всячески восхваляя их, предлагали людям купить.
В один из дней Азар изготовил идола и отдал его Ибрахиму (а.с.) с повелением продать. Ибрахим (а.с.) взял идола, привязал к его ногам веревку и потащил его лицом вниз на базар. Затем он взял в руки этого идола, от которого не было никому ни вреда, ни пользы, погрузил его голову в воду и сказал: «Пей!» Он хотел подшутить над идолопоклонниками.
До вечера он вытворял подобное над бездушным идолом, а затем снова притащил его домой. Увидев, что Ибрахим (а.с.) принес идола обратно домой, Азар спросил у него: «Твои братья продали своих идолов. Почему же ты не продал?» «Никто не стал его покупать. Кто же купит такого незрячего, глухого и беспомощного?» - сказал Ибрахим (а.с.), а затем продолжил:
«Отец мой, не поклоняйся ты этим идолам, которые не слышат, не видят и нуждаются в тебе!» Некоторые толкователи говорили, что Ибрахим (а.с.) принес идола на базар и стал кричать: «Кто купит этого непригодного ни на что идола?» Из окна ближайшего дома выглянула одна женщина и сказала: «Где твой отец? Я хочу купить у него идола».
Когда Ибрахим (а.с.) спросил: «Почему ты не хочешь купить у меня?», она заявила: «Ты ругаешь своих идолов, он же восхваляет их». Ибрахим (а.с.) еще раз задал вопрос: «Что случилось с тем идолом, которому ты поклонялась, как божеству? Почему хочешь купить нового?» «Прошлой ночью воры украли его», - сказала женщина. «Хочешь, я восхвалю твое божество?» - спросил Ибрахим.
Когда женщина согласилась, он продолжил: «Когда ты печешь хлеб, он делает печь горячим. Если ты хочешь сварить еду, он нагревает кастрюлю. Когда ты стираешь белье, он кипятит тебе воду». Женщина застыдилась и опустила голову. «Если ты не согласна с этим, то я восхвалю тебе истинного бога, послушай. Если ты заболеешь, Он дает тебе исцеление. Если просишь о помощи, Он поспевает к тебе в одно мгновение. Если помолишься Ему, Он услышит тебя. Он видит все, что ты делаешь. Если заблудишься, укажет тебе дорогу. Если покаешься в своем грехе, Он простит тебя», - говорил Ибрахим (а.с.). «Ты говоришь о Намруде?» - спросила женщина.
«Нет, я говорю о том, кто сотворил и Намруда, и его войско, а также землю, небо и все существа, которые находятся на земле и небесах», - сказал Ибрахим (а.с.). Женщина огорчилась: «Божество с такими большими способностями и стоит, наверное, дорого. Я бедная женщина, и у меня нет возможности купить его».
Ибрахим (а.с.) успокоил ее: «Не беспокойся напрасно. Тебе достаточно произнести калима-и шахадат, как ты обретешь это божество».
Женщина, не откладывая, произнесла калима-и шахадат и стала мусульманкой. Затем она сказала: «Пока жива, я не отвернусь от этого Господа и неустанно буду служить Ему».
Ибрахим (а.с.) вернулся к Азару и увидел, что тот делает нового идола. Он сказал: «Отец мой, разве можно принять разумом, что этот камень станет божеством после того, как ты его обтесаешь?» Чтобы избавиться от назойливых вопросов Ибрахима (а.с.), Азар сказал ему: «Хорошо, я уверую, если эти идолы засвидетельствуют, что нет другого божества, кроме Аллаха, и что ты являешься Его пророком». Ибрахим (а.с.) произнес молитву, и все идолы заговорили. «Ля иляха илляллах, Ибрахим (а.с.) халилуллах», - произнесли они символ веры. Услышав это, Азар воскликнул: «Народ целует мне руки за то, что я делаю идолов. Дай я поцелую твои ноги за твое колдовство!»
Ибрахим (а.с.) потерял всякую надежду, что Азар когда-нибудь уверует. Он попросил: «Отец мой! Не подаришь ли ты мне этих идолов?» Азар сказал: «Пусть все они будут твоими». Ибрахим (а.с.) взял в руки топор, чтобы сокрушить их всех. Как только он поднял топор, чтобы ударить, явился Джибриль (а.с.) и схватил его за руку. «Всевышний Аллах запрещает тебе разбивать этих идолов, поскольку они признали Его единственность и твое пророчество», - сказал он.
Если неживые предметы, лишь один раз произнеся калима-и шахадат, спасаются от разрушения, то, конечно же, спасутся от мучений в мире ахирата те верующие, которые в течение многих лет с чистым иманом повторяют калима-и шахадат.
Из книги "История Пророков"