Семейная жизнь – это тяжелая ноша и сунна, которую трудно исполнить. Перед семейным человеком зачастую стоят такие обязательства, что не каждому под силу вынести. Прежде всего, это необходимость добывать халяльный удел во времена, когда возможностей для халяльного дохода все меньше. Потребность в деньгах может привести к тому, что женатый человек перестанет различать, где халяль и где харам, и потащит себя и свою семью к гибели.
Отдавать женщинам всё то, что им положено, тоже не так-то легко. Надо терпеливо переносить их характер и быть готовыми терпеть обиды, которые они могут причинить, поскольку ты несешь ответственность за свою семью. В ахирате с тебя будет спрошено за твою жену и детей. Наш Пророк (с.а.с.) соизволил сказать: «Человеку, не исполнившему свой долг как муж и глава семьи, этого достаточно в качестве греха» (Абу Давуд, Закят, 45).
Было передано, что человек, не желающий обеспечивать свою жену и детей, похож на раба, сбежавшего от своего хозяина. Пока этот человек не вернется к исполнению своих обязанностей, ни его намаз, ни его пост не будут приняты. Имам Газали (р.а.) пишет: «Человек, который не заботится о жене и детях, имея такую возможность, избегает исполнения своего долга перед ними».
В аяте сказано:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (Тахрим, 6).
В этом аяте для нас содержится повеление беречь от огня Ада и себя, и членов своей семьи. Некоторые приводили такой довод в пользу нежелательности женитьбы: я не могу совладать даже со своим нафсом, не в силах исполнить долг перед самим собой. Как же я могу добавить сюда и другие души?!
Существует еще одна скрытая беда и опасность, ещё большая, чем то, о чем мы написали выше. Эта опасность состоит в том, что человек не обеспечит поклонение своих детей Аллаху, станет им мешать в этом деле. Он будет стараться обеспечить их материально, накопит для них богатства, но при этом запамятует о вечности.
Человек, желающий иметь много детей, часто будет иметь близость со своей женой, будет ее развлекать, проводить с ней свободное время, его сердце постоянно будет занято ею и заботой о будущем, и он придет в такое состояние, что вот-вот забудет про ахират.
Об этом говорит Ибрахим б. Адхам (р.а.): «Человек, привыкший к женским голеням, не пригоден для дела». Аллах восхвалил пророка Йахью (а.с.) именами Сейид и Хасур (Хасуром называют того, кто отказывается от половых отношений с женщинами ради достижения духовных высот) за то, что несмотря на свою привлекательность, он не имел близости с женщинами. Наш Пророк (с.а.с.) однажды сказал: «Через двести лет лучшим из людей будет тот, кто будет хафифу’ль хаз».
Сахабы спросили:
– О, посланник Аллаха! Что означает хафифу’ль хаз?
Наш Пророк (с.а.с.) ответил:
– Это те, у кого нет жены и детей» («Ихья улюм ад-дин», 2/24; Ахмад б. Ханбаль «Муснад», 5/252; Тирмизи, Зухд, 35; Ибн Маджа, Зухд, 4).
А еще наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Для людей наступят такие времена, что человек будет погибать от руки своей жены, отца-матери и своих детей. Они станут обвинять его в бедности и будут возлагать на него непосильную ношу. И он займется делами, которые заставят его забыть про свою веру, и погибнет» («Ихья улюм ад-дин», 2/25).
Имеется множество трудов, освещающих не только трудности семейной жизни, но и ее достоинства:
1. Женитьба – это наилучшее дело с точки зрения полезности. Люди, соблюдающие требования семейной жизни, оберегают свою веру и совершенствуют свою нравственность. Наличие большого количества детей наш Пророк (с.а.с.) считал предметом гордости. В хадисе сказано: «Женитесь, умножайтесь, ибо в день киямата я буду гордиться вашими детьми, включая выкидышей и тех, кого вы только кормили грудью» (Байхаки, 7/81; Насаи, Никах, 11; Ибн Маджа, Никах, 8; Ибн Ханбаль, 3/158).
2. Женитьбой человек защищает себя от прелюбодеяния.
3. Женитьба способствует тому, что человек больше работает и обретает достаток.
В аяте сказано:
إِن يَكُونُوا فُقَرَاء يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
«Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий» (Нур, 32).
4. Благодаря семейной жизни приумножается количество сторонников таухида. В хадисе говорится: «Человек, присутствовавший на церемонии никаха мусульманина, на пути Аллаха равен тому, кто соблюдал пост в течение дня. И к тому же этот день будет засчитан, как семьсот дней» (Абд б. Хумайд «Муснад», хадис № 853).
Наш Пророк (с.а.с.) также говорил: «Самая лучшая работа – способствовать женитьбе двух человек» (Ибн Маджа, Китабу᾿н-Никах, 1975; Дайлями «Фирдаус», 1/355).
В аяте сказано:
وَأَنكِحُوا الْأَيَامَى مِنكُمْ
«Сочетайте браком тех из вас, кто холост».
Говоря о пророках, Аллах Всевышний сказал:
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا رُسُلاً مِّن قَبْلِكَ وَجَعَلْنَا لَهُمْ أَزْوَاجًا وَذُرِّيَّةً
«Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (Ра᾿д/Гром, 38).
Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Никах – из моей сунны. Кто не действует согласно моей сунне, тот не один из нас» (Ибн Маджа «Сунан», хадис № 1846; Албани «Сахих аль-Джами», 6/39; Аджлуни «Кашфу᾿ль Хафа», 2/324, хадис № 2833).
В книге «Кифая» приводится следующее: «По мнению некоторых алимов, женитьба является фардом-айн. Согласно же некоторым ученым, это такой же фарз-кифая, как и борьба за веру. До этого места мы разъясняли отрицательные и положительные стороны семейной жизни. Следует хорошо понимать, что будет неправильным сказать о ком-то, что ему обязательно нужно жениться, или же наоборот, что ему лучше оставаться холостым. Человеку с хорошим материальным состоянием нужно жениться, чтобы предохраниться от харама.
Человеку, который не может найти возможность жениться и который способен предохранить себя от запретного, лучше остаться холостым. Человек же, склоняющийся и в одну и в другую сторону, должен всё хорошенько взвесить и обдумать. Если женитьба может привести его к беде, пусть предпочтет оставаться холостым. В противном же случае ему следует предпочесть женитьбу. Тот, у кого есть средства для женитьбы, кто нуждается в супруге, благодаря которой он сможет еще больше поклоняться Аллаху и сумеет строже держать в узде свой нафс, пусть немедленно обзаведется семьей. Для таких людей нет никаких препятствий для женитьбы, а есть много пользы и много достоинств.
Имам Газали (р.а.) и другие имамы говорили по этому поводу так: у семейной жизни имеются свои достоинства, сунны и ваджибы, а у семейного человека есть права и обязанности. Семейный человек не должен бояться тратить деньги, ибо Аллах воздаст ему за это. Люди, собирающиеся жениться, должны избавиться от страха попасть в трудное положение. Если женатый человек имеет намерение жить целомудренно, сторониться харамов, он сможет всю жизнь сохранить свою честь и достоинство, ни в коем случае не столкнется с бедностью и нуждой. Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Кто не женится из боязни обеднеть, тот не один из нас» («Канзу᾿ль Уммал», 44460).
Когда женишься, надо выбирать верующую жену. Праведная жена станет для своего супруга источником счастья в этом мире. Абу Сулейман Дарани (р.а.) говорил, что праведную жену нельзя считать нужной только для мирской жизни, ведь она помогает тебе в работе ради ахирата. Суфьян б. Уайна (р.а.) говорил, что женитьбу на нескольких женщинах нельзя считать мирской прихотью, поскольку хазрати Али (р.а.), несмотря на то, что был самым богобоязненным среди сахабов, имел четырех жен и девятнадцать наложниц.
Шейх (р.а.) в своем тафсире пишет: «У людей, обладающих сильной богобоязненностью, также бывает сильное вожделение». Абубакир аль-Варрак (р.а.) говорит: «Кроме халяльной близости, остальные вожделения очерняют сердце. Дозволенные же половые отношения делают сердце блистательным. Нам было велено воздерживаться от других вожделений, кроме дозволенной близости».
По этой причине пророки женились многократно. Благодаря этому у них было много-много детей. В предании говорится, что у пророка Давуда (а.с.) было сто жен и ещё триста наложниц, а у пророка Сулеймана (а.с.) было триста жен и семьсот наложниц. У нашего Пророка досточтимого Мухаммада (с.а.с.) было девять жен, и обладал он мужской силой сорока мужчин («Мишкату᾿ль Анвар»).
Выбирая себе будущую жену, мужчина должен обращать внимание на знатность ее рода и искать в ней способность к сильной вере. Глубоко верующая жена будет покорна своему мужу и будет его слушаться. Она будет терпеливой и будет довольствоваться малым. Она спокойно воспримет всё, что есть и чего нет в доме. Она станет в точности исполнять установления ислама, как это делала жена Хатема аль-Асама (р.а.).
В один из дней Хатем аль-Асам (р.а.) спросил у своей жены:
– Жена моя! Я отправляюсь в дальний путь. Сколько тебе понадобится денег в моё отсутствие?
– Сколько я проживу, столько и понадобится, – ответила жена.
– Но ты не можешь знать, сколько проживешь.
– Коли так, то оставь это дело тому, кто знает, – сказала жена.
Когда Хатем аль-Асам (р.а.) покинул свой дом, все женщины из округи собрались в их доме. Они сочувствовали его жене, оставшейся без денег. Одна из них сказала:
– Как же это так получилось, что муж оставил тебя совсем без денег?
– Он кормил тем, что ему было дано. Ведь дающий пропитание – не мой муж («Равдату᾿н Насихин»).
Мы упоминали о том, что желательно жениться на женщине из знатного рода. От благородной женщины родится благородный ребенок. Иначе говоря, в благородстве он будет похож на свою мать. Наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Покорность верующей женщины своему мужу равна поступкам семидесяти правдивых мужчин. Непослушность же непокорной жены равна непокорству тысячи порочных мужчин» (Дайлями «Фирдаус», 2/11; Абу Нуайм «Хилия», 6/101).
Красивая женщина с дурным нравом похожа на розу, выросшую на мусорной свалке. Мусульманин должен постараться избежать женитьбы на такой женщине. Нельзя брать женщину в жены только ради ее богатства, красоты или знатности. Такой поступок приведет человека к заурядности и бедности. Наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто женится на женщине ради ее богатства и красоты, тому эта красота и богатство не принесут ничего хорошего. Если женится ради ее веры (нравственных качеств), то Аллах наделит его щедрым уделом, даровав и богатства, и красоту».
Мужчинам следует жениться на женщинах ниже себя по уровню доходов, по знатности, обладающих меньшим авторитетом. При заключении брака таким образом в дальнейшем не будет причин для размолвок и семейных раздоров. Не стоит жениться на женщине слишком высокого роста или слишком худой. Также не надо выбирать себе в жены очень низкорослую, некрасивую или слишком старую женщину. Не следует брать в жены и разведенную женщину с ребенком или слишком болтливую.
В предании говорится, что один из сыновей Исраиля дал себе слово, что не женится, предварительно не посоветовавшись со ста мужчинами. Он послушал советов девяноста девяти человек и остался всего один человек. Он сказал себе, что посоветуется с тем человеком, который первым встретится ему на следующее утро. Наступило утро, и он вышел на улицу. Ему навстречу попался деревенский дурачок верхом на лошади. Человек сильно огорчился, но не отказался от данного себе слова. Он приблизился к дурачку, чтобы рассказать ему обо всем. Дурак сказал:
– Не подходи близко к моей лошади, она может тебя лягнуть.
– Останови свою лошадь, я хочу с тобой посоветоваться кое о чём, – попросил человек. Дурачок остановил лошадь. Человек спросил у него:
– Я хочу жениться. Как, по-твоему, на какой женщине мне стоит жениться?
– Женщины бывают трёх видов: одни – за тебя, другие – против тебя, третьи – и за тебя, и против тебя, – сказал дурачок у поехал дальше. Человек ничего не понял из сказанного и крикнул дурачку сзади:
– Поясни мне сказанное тобой!
– Та, которая за тебя, – это девушка. Если будешь брать, то бери девушку. Её любовь и сердце будут принадлежать только тебе. Никого другого она не станет любить. Та, которая против тебя, – это разведенная с мужем женщина, у которой есть ребенок. Она станет жить за твой счет и плакать по прежнему мужу. Что же касается третьей, то это разведенная с мужем бездетная женщина. Если ты будешь лучше неё, тогда она станет любить тебя и уважать. В противном случае, она не будет ни любить, ни уважать.
Человек удивленно промолвил:
– Про тебя говорят, что ты не в своем уме. Но ты говоришь, как настоящий философ.
И тогда дурачок признался:
– Меня хотели сделать кади, и вот я притворяюсь сумасшедшим, чтобы не быть судьей («Бустан»).
Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Родившая ребенка черная жена лучше, чем красивая и бездетная жена» (Таберани «Кебир», 19/416; Хайсами «Заваид», 4/258; Дайлями «Фирдаус», 2/336). Этот хадис как раз подходит тем, кто женится с намерением завести детей. В книге «Возрождение религиозных наук» сказано: «Чем жениться на женщине, которая не рожает детей, лучше приобрести для дома палас и постелить в одном из углов».
Также пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: «Женитесь на девушках! У них слаще уста, они более плодовиты и довольствуются малым» (Ибн Маджа, Китаб ан-Никах, хадис № 1861; Байхаки «Сунан аль-Кубра», 7/81).
Один молодой араб обручился с красивой девушкой. Но позже эту девушку украл бедуин. Этот мерзкий и подлый бедуин совершил с этой девушкой прелюбодеяние и затем бросил её. Прошло некоторое время, и девушка вышла замуж за того молодого человека, с которым когда-то была обручена. Тридцать лет они вместе счастливо прожили. На смертном одре женщина призналась своему мужу:
– Если задумаешь жениться, то женись на девушке, чтобы ничья рука ее не коснулась. Несмотря на то, что прошло столько лет, из моего сердца до сих пор не пропала любовь к тому бедуину, совершившему со мной прелюбодеяние. Хотя тот был очень некрасив, а ты привлекателен. Несмотря на это, я не смогла его забыть («Аль-Менха»).
Женщине, выходя замуж, надо отдавать предпочтение верующему мужчине с хорошим достатком. Не нужно выходить замуж за порочного человека. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Когда женщина, согласившаяся выйти замуж за порочного мужчину, восстанет из могилы, у нее на лбу будет надпись: «Потерявшая надежду на милость Аллаха». Кроме той, которая просила моего заступничества».
Имам Ша᾿би (р.а.) говорит: «Кто выдаст замуж свою благовоспитанную дочь за порочного человека, тот всё равно что порежет ей утробу» (Укайли «Ад-Дуафа», 3/245).
В таком случае, человек должен выдать свою дочь замуж за верующего мужчину из благородного рода. Не надо выдавать ее за слабо верующего человека с дурным характером, который не будет соблюдать права своей жены. Об этом говорил наш Пророк (с.а.с.): «Выдать дочь замуж, значит, отдать ее в руки другому. Поэтому будьте внимательны, куда вы отдаете свою дочь» ( Байхаки).
По этой причине, нужно хорошо понимать, куда отдаете свою дочь. Надо отдавать ее тому, кто будет соблюдать ее права, будет заботиться о ней. Она не вернется в отчий дом, пока муж не разведется с ней. Отдавая дочь замуж, нужно думать, что это навсегда, и действовать в соответствии с этим.
Мудрецы говорили: «Собираясь жениться, люди должны выбрать жену ниже себя по четырем параметрам:
Если всего этого не будет, тогда жена не будет уважать мужа, и в семье возникнут раздоры.
По следующим четырем пунктам жена должна быть выше своего мужа:
Человек не должен выдавать свою молодую и красивую дочь за пожилого и некрасивого мужчину. Это приведет к семейным раздорам и в дальнейшем – к распаду семьи.
Человек, у которого есть возможность жениться на свободной женщине, не станет жениться на невольнице. Некоторые ученые считали это недозволительным. Об этом говорил имам Шафии (да будет милостив к нему Аллах) и приводил следующий аят:
وَمَن لَّمْ يَسْتَطِعْ مِنكُمْ طَوْلاً أَن يَنكِحَ الْمُحْصَنَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ فَمِن مِّا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُم مِّن فَتَيَاتِكُمُ الْمُؤْمِنَاتِ
«Кто не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах, пусть женится на верующих девушках из числа невольниц, которыми овладели ваши десницы» (Ниса, 25).
В этом аяте для женитьбы на невольнице поставлено одно условие. Сказано: «Кто не обладает достатком, чтобы жениться на свободной женщине».
Было сказано, что если у него есть возможность жениться на свободной женщине, то он может жениться также и на невольнице. Но Имам А᾿зам (да будет милостив к нему Аллах) не делал таких выводов, ибо тут не содержится такой правовой нормы и нет иджтихада.