Когда люди возвращаются к религии своих предков – а кто-то принимает ислам, не будучи до этого мусульманином, - у многих из них появляется горячее желание поделиться своей верой с окружающими людьми, а если получится – еще и обратить их в ислам.
Поскольку основное общение на религиозные темы происходит в наше время во Всемирной сети, эти люди – особенно молодежь – периодически вступают в диспуты с представителями иных религий или вообще с неверующими людьми, именно в интернет-пространстве.
Несмотря на их благие намерения, подобные споры и дискуссии имеют множество подводных камней и опасностей, когда человек может не только не поспособствовать обретению веры другим человеком, но наоборот, оставит у него негативное впечатление о своей религии. Как это может случиться – об этом поговорим далее.
1. Проверьте свои намерения. Прежде чем начать спор с человеком другой веры или атеистом, честно загляните в себя и определитесь – действительно ли ваша цель разъяснить человеку истину и показать ему красоту нашей религии? Либо вы вступаете в спор из суетного желания показать себя, свои знания, унизить соперника, поставить его в тупик, покрасоваться перед окружающими (теми, кто будет читать ваш диалог)?
Недаром, в известном хадисе сказано: «Дела оцениваются по намерениям» — и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)». То есть, если цели у вас были низкие и мелкие, то вы можете не выйти победителем, а, наоборот, потерпеть поражение и выставить себя (а еще хуже – свою религию) в дурном свете.
О подобных спорах Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто приобрёл знания для того, чтобы соседствовать с учёными, спорить с глупцами и тем самым произвести впечатление на людей, введёт Аллах в Огонь» (имам ат-Тирмизи).
Если вам честно хочется рассказать другому человеку об исламе, развеять его предубеждения относительно нашей веры или опровергнуть ошибочные мнения, тогда смотрите следующий пункт:
2. Нельзя вступать в спор, не имея достаточных знаний о собственной религии. Вот вы хотите рассказать людям об исламе. А хорошо ли вы его знаете? Особенно, это касается новообращенных или людей, только недавно вернувшихся к соблюдению религии. Если человек задаст вам какой-то сложный вопрос, а у вас не будет ответа?
Либо вы ответите, но ответите неправильно, тем самым, введете другого человека в заблуждение, и у него будет превратное представление о каком-то моменте исламской веры, о чем предупреждает Аллах верующих:
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха» (16:116).
Более того, ваш собеседник может оказаться умным и сообразительным человеком, и поставит вас в тупик каким-то каверзным вопросом. Это не значит, что ответа на этот вопрос в нашей религии нет в принципе – но вы лично его не знаете, поэтому у вас может возникнуть сомнение в правильности вашей веры.
Если вы чувствуете, что у вас мало знаний, а к вам обратился с вопросами об исламе некий человек, лучше не давать непроверенных ответов, а сразу направить его к тому, кто знает больше вашего.
3. Вступая в спор, нужно иметь представление о предмете спора – в частности, об убеждениях оппонента. Вот вы хотите спорить, например, с христианином – а вы знаете чему учит эта религия? Вы знаете ее священные тексты, основные пункты ее вероучения? Либо в голове у вас мешанина каких-то слухов, сплетен, непроверенных утверждений - «бабушка в церкви мне так сказала»? В таком случае может получиться, что вы «сражаетесь с ветряными мельницами» - с тем, чего не существует.
Вы в полной уверенности заявите собеседнику: «Вы верите в то-то и то-то, а это неправильно», а он удивится: «А мы и не думали в это верить, у нас такого нет», либо окажется, что этот момент выглядит совершенно противоположным образом.
4. Не будьте нетерпеливыми. Не ждите немедленных результатов. Когда вы начинаете рассказывать несведущему немусульманину, чему учит ислам, на что вы рассчитываете? Вы лишь можете развеять у него ложные представления и предубеждения о нашей вере. Это будет самым оптимальным результатом – если человек в итоге вам скажет: «Да, я понял, что ничего об исламе не знал, спасибо тебе – ты показал мне, что он совсем не такой, как мне о нем говорили (как я раньше думал), это хорошая религия».
Но если вы рассчитываете, что человек в итоге схватится за голову и воскликнет: «Ах, оказывается, я так сильно заблуждался! Теперь я понял, что истина в исламе!», то вас, скорее всего, постигнет разочарование. В этом беда многих чересчур ревностных «интернет-миссионеров» - они ждут, что после десятиминутной беседы их собеседники тут же примут ислам. Но неужели вы думаете, что человек, который до этого исповедовал какие-то убеждения годами, а возможно – и десятками лет, оставит их после коротенького разговора?
Даже если у него проснутся какие-то сомнения, и он задумается, это дело не одного дня, а возможно – и не одного года. Тем более, что в каждой религии существует огромный пласт богословской литературы, где все сомнительные места – которые кажутся вам странными и сомнительными – давно уже постарались рассмотреть со всех возможных сторон и обосновать различными доводами. И для этого – смотрите предыдущий пункт, исследуйте предмет разговора, чтобы потом не выглядеть наивным невеждой.
5. И наконец, помните, наставление кого-то на истину – вообще не человеческих рук дело. Сердца людей может изменить только Сам Всевышний. Мы можем лишь быть средством в этом деле, так что наша задача - донести до людей истину, а не оттолкнуть от нее. Вспомните, что сам Пророк (мир ему и благословение) не смог убедить своего любимого дядю Абу Талиба в истинности ислама, хотя он умел доносить истину лучше всех нас:
«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого любишь. Это Аллах ведет прямым путем, кого пожелает, и Он лучше знает тех, кто ступил на прямой путь» (28:56).
Постарайтесь не оттолкнуть своими словами и поведением человека от ислама. Это еще одна опасность начинающих «интернет-проповедников» - усердия у них много, но не хватает терпения, а от этого может возникнуть множество проблем.
Чего нельзя делать в споре ни в коем случае:
- Вести себя грубо, вызывающе, унижать собеседника, переходить на его личность – намекая на его пол, возраст, род занятий, национальность.
- Оскорблять чужую религию, издеваться, смеяться над чужими религиозными убеждениями. Для другого человека его вера не менее дорога, чем ислам для нас. Поэтому насмешки и оскорбления в ее адрес воспринимаются им еще тяжелее, чем выпады лично в его адрес. Вряд ли после этого человек захочет вас слушать и воспримет ваши аргументы, пускай и самые правильные.
Если вы видите, что собеседник ведет себя вышеописанным образом, оставьте спор – значит, человек не настроен на конструктивный диалог, а просто хочет «поспорить ради спора». Избегайте сами такого поведения и удаляйтесь от людей, которые так себя ведут. Не опускайтесь до хамства и взаимной ругани, пусть даже ваш оппонент «сам первый начал».
Вообще, вести себя следует чрезвычайно осмотрительно и осторожно - помните, что вы представляете не только себя самого, но и свою религию, по вашему поведению будут судить и о ней. Вот что говорится в Коране о правильном методе спора:
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними (немусульманами) наилучшим образом» (16:125).
Есть еще одна опасность в таких дискуссиях – считать, что «цель оправдывает средства». Если цель у меня самая благая, значит, можно использовать любые средства для ее достижения, - можно схитрить, исказить факты, солгать. Это очень грубая ошибка.
Вот, в частности, некоторые приемы недобросовестного спора, которых также следует избегать:
- Приведение цитат вне контекста, в котором они были сказаны. Допустим, в священном писании религии N есть момент: «можно взять в руки оружие или вести войну в таких-то особых случаях – для защиты своей семьи, для защиты отечества и пр.». Игнорируется оговорка – «в таких-то особых случаях», а цитируются только слова «можно брать оружие и сражаться».
- Двойные стандарты. Подвергать критике какой-то момент в чужих убеждениях, не замечая, что такой же пункт содержится в своем вероучении. «Религия N разрешает своим последователям говорить неправду для спасения жизни – вот какая она заблудшая». Любая религия дозволяет «ложь во спасение», хотя обман как таковой порицается в любой религии.
- Переносить действия отдельных людей на саму религию. «НН изменяет своей жене – а он исповедует религию Х. Значит, она не запрещает людям супружескую измену».
- Сравнивать реальное с идеальным. Реальные действия представителей другой религии сравнивать с идеальным учением собственной (забывая, что наши единоверцы также не идеальны): «Посмотрите, сколько сторонников религии Х курят, пьют и распутничают. А вот наша религия запрещает людям такие вещи» (несмотря на наличие запретов, множество последователей нашей религии тоже их нарушают).
- Выборочное сравнение. Брать из чужой религии только то, что нам выгодно (чтобы изобразить ее в дурном свете), игнорируя остальные моменты (которые нам неудобны). Пусть в священном писании религии N многократно говорится о терпении, помощи ближнему, о необходимости прощать обиды и бороться со своими пороками. Поскольку это показывает ее с хорошей стороны, об этом во время спора не упоминается, все внимание сосредоточивается на каком-то второстепенном пункте (к примеру, что она разрешает мужу – в особых случаях – разводиться с женой). «Значит, она не придает важного значения браку, не уважает женщину».
И вообще, старайтесь не вести споры и дискуссии без крайней в том необходимости. Опровергать чьи-то заблуждения – это не наша обязанность, а набираться знаний в своей религии, особенно в тех вопросах, которые касаются наших религиозных обязанностей (пятикратной молитвы, поста, совершения омовения, правильного чтения Корана) – это наш долг.
Нельзя пренебрегать важными вещами в религии ради второстепенных и необязательных. В будущей жизни Всевышний вас не спросит – скольких человек вы смогли переубедить и переспорить, а о том, как мы выполняли то, что было на нас возложено, все мы будем спрошены.
Пусть Аллах поможет нам видеть истину истиной и следовать ей, и поможет нам видеть ложь ложью и избегать ее.
Муслима (Анна) Кобулова