В Священном Коране слово «ханиф» встречается 12 раз – десять раз в единственном числе и дважды во множественном числе. Значение этого слова всегда вызывало вопросы как у мусульманских богословов, так и у историков ислама. Есть различные точки зрения о происхождении и значении слова «ханиф»: из иврита, арабского, ассирийского и абиссинского языков.
Историк Масуди утверждает, что это арабизированное ассирийское слово и под ним подразумеваются саби (мандеи). Якуби использует это слово для обозначения филистимлян, против которых сражался пророк Дауд (а.с.) и заявляет, что они поклонялись звездам. В арабских словарях нет информации о происхождении этого слова, но мы понимаем, что корень слова («ханафа») означает «стремиться, обращаться к кому или чему-либо».
Пророка Ибрахима (а.с.) звали Ханиф, потому что он обратился в ислам, религию Аллаха, и покинул свой народ, который не хотел отказываться от поклонения идолам. Исходя из этого слово «ханиф» используется также для обозначения человека, который отказывается от того, что неправильно, и следует истинным путем, и это имя, используется для нации пророка Ибрахима (а.с.), которое в Священном Коране обозначено как «миллет-и Ибрахим». Таким образом ханиф – это человек, который избегает других религий и ложных богов, он обращается лишь к Аллаху, который является единственным Творцом и у Него нет сотоварищей.
В эпоху Джахилийи человека, посетившего Каабу, после обряда обрезания, называли ханифом. Это были некоторые отголоски тех традиций, которые остались от религии пророка Ибрахима (а.с.).
Как уже отмечалось вначале слово «ханиф» в Священном Коране упоминается 12 раз: в десяти местах в единственном числе как «ханиф» и в двух местах во множественном числе как «хунафа».
В девяти из этих двенадцати мест говорится, что религия ханифов отлична от многобожия и противоположна ей; в восьми местах оно используется для веры в пророка Ибрахим (а.с.); в одном из этих восьми мест используется слово «миллах», что означает религия, а в другом месте пророк Ибрахим (а.с.) называет себя ханифом.
С одной стороны, в Коране слово «ханиф» используется для того, чтобы указать, что это вера пророка Ибрахима (а.с.) и она противоположна многобожию; с другой стороны, подчеркивается, что пророк Ибрагим (а.с.) не был ни христианином, ни иудеем, и что Людям Писания было велено поклоняться Всевышнему как ханифам. Поэтому нет смысла искать религию ханифов в иудаизме или христианстве. Однако все они являются религиями единого Аллаха. В Священном Коране сказано следующее:
«О люди Писания! Почему вы спорите об Ибрахиме [был ли он иудеем или христианином], тогда как Таурат и Инджиль были ниспосланы уже после него. Неужели вы не понимаете [что ошибаетесь]? Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был ханифом – единобожником [который придерживался истинной веры и чистого таухида], мусульманином и не был язычником» (Алю Имран, 65, 67).
Таким образом, Коран утверждает, что вера ханифов существовала до иудаизма и христианства и связана с пророком Ибрахимом (а.с.). Вера ханифов является синонимом ислама и дин аль-кайим (твердо установленная религия), и указывает на религиозную группу среди арабов, которая не поклонялась идолам, верила в существование Единого Бога и поклонялась Ему. Они известны как «хунафа» или «анаф»; они сами заявляли, что не иудеи и не христиане, что они следуют пророку Ибрахиму (а.с.).
В одном повествовании, упомянутом Имамом Бухари, Зайд ибн Амр ибн Нуфайл отправился в Дамаск, чтобы найти истинную религию. Там он спросил еврейских и христианских ученых, с которыми встречался, об их религии, но не смог получить ожидаемого ответа.
Он спросил их, какую религию они бы ему посоветовали, и они посоветовали религию ханифов; они сказали, что это религия Ибрахима (а.с.), что он не был христианином или иудеем и поклонялся только Аллаху.
Можно сделать вывод, что религия ханифов включает в себя общие принципы всех пророков, а ислам – это религия, которая практикует эти принципы и что пророк Ибрахим передал людям ту же религию, что и Пророк (с.а.с.).
Хотя существуют разные взгляды на веру ханифов в эпоху Джахилийи, из приведенных выше повествований и объяснений следует, что это общее имя, данное людям, которые верили в Аллаха и сохраняли традиции, оставшиеся от религии пророка Ибрахима.