Говоришь: «люблю Аллаха», но продолжаешь противиться Ему

Фото: Ислам-тудей
Направление зухда, основанное на любви
Первым представителем этого направления была Рабиʻа аль-ʻАдавийя. Рабиʻа была носительницей и основательницей другого воззрения в тасаввуфе, отличного от пути её соотечественника Хасана аль-Басри.
В суфийском образе жизни, сформированном ею, центр тяжести был смещён на любовь, отрешение от мира из-за любви к Сущности Аллаха и устремление всей душой лишь к созерцанию Его красоты. Таким образом, Рабиʻа разделяет любовь на два вида:
1. Любовь, занимающая человека бренным и преходящим;
2. Любовь к Сущности Аллаха.
От любви к Аллаху ожидание воздаяния в виде Рая за свои поклонения Рабиʻа расценивает как падение в состояние слуги, работающего на своего хозяина за определенную плату. Ведь любви достаточно, чтобы не ждать от любимого другой платы. В одном из своих стихотворений она говорит:
Говоришь: «люблю Аллаха», но продолжаешь противиться Ему.
Если бы любовь твоя была настоящей, ты бы покорился Ему.
Потому что любящий покоряется тому, кого любит.

Фото: Ислам-тудей
В любви, препятствующей любви к Аллаху, Рабиʻа видела завесу, отделяющую от Всевышнего. И служение Ему связывала с условием любви к Аллаху:
О мой Аллах, если я служу Тебе от страха перед Адом, сожги меня в пламени Ада. Если я преклоняюсь перед Тобой из-за надежды на Рай, сделай Рай для меня запретным. Моя любовь к Тебе и служение происходят из-за того, что Ты – Бог, достойный любви и служения.
Поскольку Рабиʻа была первой, ясно применившей в своих изречениях и стихах слово «любовь» как понятие тасаввуфа, в по следующие эпохи эта позиция тасаввуфа распространилась в большей мере, чем позиция, основанная на страхе и печали.
Тасаввуф, в общем смысле, стал школой любви и души.
Школа Хорасана
Хорасан (Великий Хорасан) – исторический регион, который в средневековье включал в себя большие территории (Восточная часть Ирана, части Афганистана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана).
Из этого региона вышло множество выдающихся личностей тасаввуфа, крупнейших исламских богословов и учёных, которые внесли большой вклад в развитие исламских наук и духовной культуры. Поэтому тасаввуф Хорасана занимает важное место в истории тасаввуфа.

Фото: Ислам-тудей
Ибрахим ибн Адхам (ум. в 777 г.), Фудайл бин ʻИйад (ум. в 802 г.), Шакик аль-Балхи (ум. в 809 г.) были первыми захидами (аскетами) родом из этой области. Эти первые хорасанские захиды затем переселились в Басру, Багдад и их окрестности, и дальнейшее их формирование шло под влиянием суфийских течений этих областей.
Поэтому характерные качества первых захидов Хорасана аналогичны качествам школы Басры, таким как отречение от мирского, бедность, служение Аллаху, страх перед Аллахом. Кроме того, захиды Хорасана отличались своим суждением об уповании на Аллаха. Они толковали упование на Аллаха (таваккуль) как «полное доверие нафса обещаниям Аллаха».
Зухд в жизни Посланника Аллаха ﷺ: скромный образ жизни и довольство всем
Сабиров Н.Р. Тасаввуф.
Читайте также:
-
Разница между фикхом и усуль аль-фикх
Предметом изучения науки фикх являются действия совершеннолетнего лица, для которого обязательно исполнение религиозных предписаний, и нормы, связанные с этими действиями. Факихи заняты исследованиями сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, намаза, вакуфов, воровства и др. действий.
-
Шайтан - это джинн?
Мнения ученных, по поводу ответа на вопрос: является ли Шайтан джинном или ангелом разделяются. Некоторые считают его ангелом, приводя пример аяты, где Шайтан изгоняется из общества ангелов:
«Вот Мы сказали ангелам: "Падите ниц перед Адамом". Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих.» (сура Аль-Бакара, аят 34)
-
Значение имени Али
Имя Али произошло от древнеарабского «али», что означает «высокий, высший, высокопоставленный, могущественный, превосходящий над всеми».
-
Мусульманские имена девочек
Мусульмане верят, что имя способно повлиять на судьбу человека. Поэтому стараются выбирать для дочерей мелодичные, женственные, нежные имена, которые отразят всю красоту девушек, будут гармонировать с их характером и поведением. Конечно, нельзя давать имя ребенку, не посмотрев предварительно его значения. На сайте http://islam-today.ru/names/ можно узнать не только дословный перевод имени, но и его происхождение. Для мусульман предпочтительнее имена, имеющие арабские корни.
Мода на имена часто менялась. В доисламскую эпоху девочек часто называли Джусама или Багида. Этим выражалось презренное отношение арабов к детям, особенно к девочкам. С приходом Ислама отношение изменилось. Девочкам стали давать благозвучные имена: Фарида, Фатима, Асия, Марьям. В выборе имени ориентировались на мнение отца.
-
Эта сура избавляет от всех болезней, кроме смерти
Будут исполнены желания того, кто в каждом рак'ате намаза, состоящего из 2 рак'атов, прочитает 7 раз суру...
-
Благодарность - одна из благороднейших обязанностей мусульманина
Необходимо помнить, что благодарность является повелением Всевышнего Аллаха. Так, например, в аятах суры аль-Бакара Священного Корана Всемогущий Творец повелел следующее...
-
Как проходила свадьба Фатимы и Али (р.а.)?
Акт никяха состоялся в мечети пророка. В качестве махра посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) счел разумным выплату Фатиме четырехсот дирхемов. Но узнав, что у Али нет ничего, кроме кольчуги и лошади...
-
Что Ислам говорит об НЛО?
Прежде чем говорить об исламском взгляде на внеземные формы жизни, мы должны четко знать, что они из себя представляют. С научной точки зрения, внеземные существа имеют материальное существование в пространстве и времени на некоторых планетах, кроме Земли. Эти существа могут быть простыми одноклеточными, похожими на бактерии. А что же об этом говорит Коран?