Фото: Ислам-тудей
Первым представителем этого направления была Рабиʻа аль-ʻАдавийя. Рабиʻа была носительницей и основательницей другого воззрения в тасаввуфе, отличного от пути её соотечественника Хасана аль-Басри.
В суфийском образе жизни, сформированном ею, центр тяжести был смещён на любовь, отрешение от мира из-за любви к Сущности Аллаха и устремление всей душой лишь к созерцанию Его красоты. Таким образом, Рабиʻа разделяет любовь на два вида:
1. Любовь, занимающая человека бренным и преходящим;
2. Любовь к Сущности Аллаха.
От любви к Аллаху ожидание воздаяния в виде Рая за свои поклонения Рабиʻа расценивает как падение в состояние слуги, работающего на своего хозяина за определенную плату. Ведь любви достаточно, чтобы не ждать от любимого другой платы. В одном из своих стихотворений она говорит:
Говоришь: «люблю Аллаха», но продолжаешь противиться Ему.
Если бы любовь твоя была настоящей, ты бы покорился Ему.
Потому что любящий покоряется тому, кого любит.
Фото: Ислам-тудей
В любви, препятствующей любви к Аллаху, Рабиʻа видела завесу, отделяющую от Всевышнего. И служение Ему связывала с условием любви к Аллаху:
О мой Аллах, если я служу Тебе от страха перед Адом, сожги меня в пламени Ада. Если я преклоняюсь перед Тобой из-за надежды на Рай, сделай Рай для меня запретным. Моя любовь к Тебе и служение происходят из-за того, что Ты – Бог, достойный любви и служения.
Поскольку Рабиʻа была первой, ясно применившей в своих изречениях и стихах слово «любовь» как понятие тасаввуфа, в по следующие эпохи эта позиция тасаввуфа распространилась в большей мере, чем позиция, основанная на страхе и печали.
Тасаввуф, в общем смысле, стал школой любви и души.
Хорасан (Великий Хорасан) – исторический регион, который в средневековье включал в себя большие территории (Восточная часть Ирана, части Афганистана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана).
Из этого региона вышло множество выдающихся личностей тасаввуфа, крупнейших исламских богословов и учёных, которые внесли большой вклад в развитие исламских наук и духовной культуры. Поэтому тасаввуф Хорасана занимает важное место в истории тасаввуфа.
Фото: Ислам-тудей
Ибрахим ибн Адхам (ум. в 777 г.), Фудайл бин ʻИйад (ум. в 802 г.), Шакик аль-Балхи (ум. в 809 г.) были первыми захидами (аскетами) родом из этой области. Эти первые хорасанские захиды затем переселились в Басру, Багдад и их окрестности, и дальнейшее их формирование шло под влиянием суфийских течений этих областей.
Поэтому характерные качества первых захидов Хорасана аналогичны качествам школы Басры, таким как отречение от мирского, бедность, служение Аллаху, страх перед Аллахом. Кроме того, захиды Хорасана отличались своим суждением об уповании на Аллаха. Они толковали упование на Аллаха (таваккуль) как «полное доверие нафса обещаниям Аллаха».
Зухд в жизни Посланника Аллаха ﷺ: скромный образ жизни и довольство всем
Сабиров Н.Р. Тасаввуф.