Исламская религия призывает человека к всестороннему совершенствованию – как внешне, так и внутренне. Верующий человек должен стараться как следить за своим внешним видом, быть опрятным и аккуратным, избегая всякой внешней нечистоты, так же ему следует прилагать все усилия, чтобы очищать свое сердце от всех дурных чувств и желаний. В частности, очень опасной страстью, которая может овладеть сердцем человека, является чувство гордости и высокомерия.
Гордость и чувство собственного достоинства – в чем разница?
Человек является созданием Аллаха, каждый из нас – даже самый незначительный и простой человек – имеет какое-то предназначение и цель в жизни. Поэтому человеку не следует допускать унижения своего достоинства перед другими людьми, ему следует уважать в себе создание Всевышнего, к которому Господь так же милостив, как к остальным творениям.
Недаром Пророк (мир ему и благословение) советовал верующим избегать долгов – поскольку должнику придется унижаться перед своими кредиторами, людьми, которым он задолжал, он будет чувствовать себя обязанным. По этой же причине порицается попрошайничество и нищенство – человеку следует приложить все силы, чтобы зарабатывать на жизнь своими руками, не будучи зависимым ни от кого.
Даже совершать земной поклон верующий может только перед Аллахом, но не перед кем-то из людей, чтобы не унижать свое человеческое достоинство.
Но в отличие от собственного достоинства, гордость внушает человеку сознание собственной исключительности, когда человек возвышает себя над другими людьми, считая их низшими и презренными существами по отношению к себе. Особенно это может быть свойственно людям богатым, достигшим в жизни определенного высокого положения.
Нет ничего дурного в том, чтобы осознавать, что ты что-то можешь и умеешь делать хорошо – к примеру, отлично водишь машину, плаваешь, у тебя хорошая память, способности к точным наукам или к иностранным языкам, ты хороший начальник, отец семейства, ты многого добился своим трудом. Но верующий человек должен всегда осознавать – Кто дал ему эти способности, благодаря Кому он смог достичь в жизни достойного положения.
«Не вороти лица своего от людей из-за высокомерия и не иди кичливо по земле. Воистину, Аллах не любит бахвалов и гордецов» (Коран 31:18).
«И не ходи по земле высокомерно: ведь ты не просверлишь [прорежешь] землю (своей ходьбой на ней) и не достигнешь гор высотой!» (Коран, 17:37).
Опасность гордости
Гордость подкрадывается к человеку незаметно. Вначале у него появляется вполне законное чувство удовлетворения собственными успехами в жизни, затем он начинает смотреть свысока на тех людей, которые добились меньших успехов, чем он.
Потом он перестает сочувствовать людям, попавшим в беду – сами виноваты, ленились, не проявляли должного усердия, были глупы и нерасторопны. У него в душе появляется зависть к тем, кто достиг большего, чем он: «Как же так, я – такой умный и способный, зарабатываю меньше, чем вот это ничтожество? Наверное, здесь что-то нечисто, здесь причиной не его способности, а хитрость или угодливость перед начальством».
Такой человек не думает благодарить друзей или родных за оказанные ему услуги – «что особенного они сделали, подумаешь, разве это можно сравнить с тем, сколько я делаю для них для всех?».
И в конце концов, он забывает о своем Творце и о своей религии – «не хочу быть ничьим рабом, даже рабом Бога, это унизительно для такого замечательного человека, как я». Самый опасный исход гордости – когда человек начинает считать себя как бы «маленьким богом», самодостаточным, обладающими всевозможными прекрасными качествами и достоинствами.
Поэтому ислам – как и остальные божественные религии – предупреждает людей от гордости и высокомерия. Всевышний создал человека для поклонения Себе – то есть, человек должен постоянно осознавать свою зависимость перед Творцом, повиноваться Ему, стараться как можно лучше исполнить Его повеления и запреты. Гордость уничтожает в сердце человека смирение и благодарность Аллаху, заставляя человека считать себя самого центром мира, который ни перед кем не склоняется и никому не обязан.
Согласно Корану, первым существом, который проявил подобные качества, был Иблис, шайтан, который погиб из-за своей гордости. Аллах одарил его многими способностями и достоинствами, и осознание собственного совершенства так вскружило ему голову, что он отказался исполнить повеление Аллаха – поклониться Адаму, которого Аллах создал из земли:
«И вот, сказали Мы ангелам: «Преклонитесь ниц перед Адамом (чтобы проявить этим уважение к нему и показать его превосходство)!» И преклонились ниц они [все ангелы], кроме Иблиса, (который) отказался и проявил высокомерие и оказался из (числа) неверующих» (2:34).
Когда Аллах спросил Иблиса – почему он не захотел повиноваться Его приказу, Иблис ответил, что такое действие унизит его достоинство, ведь он был создал из огня, а не из глины:
«Сказал Он [Аллах Всевышний]: «О, Иблис! Что удержало тебя от поклонения ниц пред тем, кого Я сотворил Своими руками (проявив таким образом Своё почтение)? Возгордился ли ты (о, Иблис) (пред Адамом) или оказался из превозносящихся (перед Своим Господом)?»
Сказал он [Иблис]: «Я лучше него [Адама]: Ты создал меня из огня, а его создал из глины». (38:75-76).
За подобное высокомерие Аллах проклял Иблиса, изгнав его из Рая и лишив Своей милости:
«Сказал (Аллах Всевышний): «Выйди же из него [из Рая]; ведь поистине, ты – побиваемый камнями [проклятый]. И поистине, над тобой (пребудет) Моё проклятие до Дня Суда»» (38:77-78).
Люди, которые проявляют гордость, начиная считать себя лучших остальных творений Аллаха – а поэтому, отказываясь проявлять смирение перед Аллахом, они следуют по стопам сатаны.
Гордость и высокомерие многократно порицается в Коране и хадисах, где верующих предупреждают о том, что, если у человека в сердце останется хотя бы песчинка подобного чувства – мысль о том, что он особенный и лучше других, для него могут быть закрыты двери Рая:
«Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!»
Некоторые сподвижники, решив, что здесь порицается красивый внешний вид – поскольку люди гордые часто стараются наряжаться в богатую и дорогую одежду, спросили у Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Как же быть, ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми?»
На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил им, в чем заключаются настоящие признаки гордости и высокомерия:
«Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям» (Муслим).
Гордость и высокомерие могут стать источниками остальных грехов
Высокомерие и гордость очень часто являются причиной остальных человеческих пороков. Высокомерный человек эгоистичен, в его сердце нет места милосердию и состраданию к попавшим в беду людям.
Он жаден и корыстен – ему жалко уделить даже малую часть своего имущества нуждающемуся, ведь он, скорее всего, сам виноват в своей беде.
Гордый человек не желает признавать свои ошибки и просить прощения – ведь это ниже его достоинства, извиняться перед какими-то жалкими и глупыми людьми.
Гордец гневлив и раздражителен, он не умеет прощать чужие обиды – как это они посмели сказать или сделать такое по отношению ко мне?
Гордый завистлив – он выходит из себя, если кто-то вдруг превзойдет положением в обществе, умом или способностями.
У него не найдется доброго слова для другого человека – но он не пожалеет сил, чтобы унизить и оклеветать того, кто посмел чем-то ему не угодить.
Гордый человек противится истине, если она нарушает приятные ему представления о себе самом и своем положении в обществе. Он не смирится перед волей Всевышнего и не будет раскаиваться в своих грехах.
По всем этим причинам верующему человеку следует внимательно вглядываться в свое сердце, чтобы не допустить туда даже зернышка гордыни.
Противоядие от гордыни
Противоядием от гордыни и высокомерия является качество, которые большие праведники ислама называли аль-убудия – чувство рабства перед Аллахом. Верующий человек не должен ни на мгновение забывать – Кто его Создатель, Кому он обязан всеми благами и способностями, которые он имеет. Если в сердце человека будет истинная богобоязненность и смирение перед Аллахом, туда не сможет проникнуть гордость.
Также от гордости помогает осознание своих грехов и недостатков. Ведь грех – это не только какой-то серьезный проступок, как воровство или насилие. Это может быть зависть, которую мы испытаем к успехам другого. Это может быть злословие и сплетни о ком-то из отсутствующих людей.
Это может быть гнев и раздражение в адрес кого-то из окружающих людей. Все эти качества порицает наша религия, так что, если человек каждый день будет вспоминать – сколько раз в день он проявляет какие-то из них, он поймет, что у него попросту нет ни малейшего повода для гордости.
Иногда человек может подумать, что он лучше окружающих, поскольку Аллах наставил его на истину, он исполняет религиозные предписания, а сколько вокруг людей, которые отказываются это делать. Но наставление на истину есть проявление милости Аллаха к Своему рабу, а вовсе не наша заслуга. Аллах может принять наше поклонение, но может и отвергнуть – в частности, если мы будем совершать его с неправильным намерением, ради тщеславия и хвастовства.
Даже Пророк (мир ему и благословение) говорил людям, что он может надеяться на Рай только по милости Аллаха:
«Никого не введут в Рай его деяния». Его спросили: «И даже тебя, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «И даже меня, если только Аллах не покроет меня Милостью...» (Бухари, Муслим).
В деле избавления от гордости хорошо помогает следование примеру самых благородных людей нашей общины - Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Лучший из людей не считал унизительным для себя помощь своим женам и домочадцам в домашних делах. Он принимал подарки от самого бедного человека и не гнушался приглашением даже от раба.
Следуя его примеру, праведные халифы – как Абу Бакр или Умар (да будет доволен ими Аллах), также были примером скромности и смирения. В частности, несмотря на то, что при жизни халифа Умара исламское государство стало богатым и могущественным, сам он был примером чрезвычайно простой жизни – ходил пешком, носил самую простую одежду, был доступен для всех своих подданных, так что люди, встретив его, не всегда понимали, что перед ними правитель огромной страны.
Если мы будем следовать примеру этих великих людей, проявлять богобоязненность, то, по милости Аллаха, обычное для человека чувство собственного достоинства не превратится для нас в пагубное высокомерие, которое может помешать нам достичь Рая.
Анна (Муслима) Кобулова