Выход из намаза человеком по своей воле в книгах по фикху (каноническому праву) называется «хурудж би сун’ихи». Его совершают, произнося слова «Ассаляму алейкум ва рахматуллах».
По мнению имама Абу Йусуфа и имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах!), выход человека из намаза по своей воле не является фардом. Разногласий по этому вопросу быть не должно.
В ханафитском мазхабе по этому вопросу имеются разногласия, которые возникли на основе двенадцати причин, именуемых «аль-Иснā ашариййе». Согласно имаму Абу Йусуфу и имаму Мухаммаду (да смилостивится над ними Аллах!), по данным двенадцати причинам в мазхабе существует согласие и единодушие.
По мнению имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах!), намаз по этим двенадцати причинам будет порочным. Относительно этого нет ни одного разногласия, зарегистрированного учеными-богословами. То есть богословы всех мазхабов заявляют, что намаз по данным двенадцати причинам, согласно имаму Абу Ханифе (да смилостивится над ним Аллах!), является нарушенным, а согласно имаму Абу Йусуфу и имаму Мухаммаду (да смилостивится над ними Аллах!) – не считается нарушенным.
С точки зрения имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах!), разногласие в том, что является основанием для порочности намаза по этим двенадцати причинам. Выход из намаза не по собственной воле? Или же воздействие на совершающего намаз мусульманина обстоятельств, изменяющих его качество? Абу Са’ӣд аль-Берда’ӣ’ защищает первую точку зрения, а его ученик Абу’л-Хасан аль-Кархӣ (умер в 340 году) – вторую.
Сначала необходимо вкратце разъяснить вышеуказанные двенадцать причин.
Если человек после последнего сидения в намазе (ташаххуд) попадет под воздействие одной из перечисленных ниже двенадцати причин, согласно имаму Абу Ханифе (да смилостивится над ним Аллах!), его намаз будет нарушен. Вот эти причины:
1. Если человек, начавший совершать намаз после омовения тайаммум, увидит недалеко от себя воду, которой бы он мог воспользоваться.
2. Если у человека, начавшего намаз, истек срок действия масха, совершенного поверх ичигов (кожаная обувь, мест).
3. Если человек, начавший совершать намаз, сможет снять свои ичиги (мест) в форме «гамал-и йасир», не нарушающей намаз.
4. Если человек начал совершать намаз как ӯмми (не знающий Коран наизусть или забывший то, что знал наизусть) и после ташаххуда (чтение молитвы в сидячем положении) вспомнил какой-нибудь аят из Корана.
5. Если человек, начавший совершать намаз с оголенным телом, то есть неприкрытыми частями тела, которые обязательно должны быть прикрыты (гаурат), увидит недалеко от себя одежду, которой бы он мог прикрыться.
6. Если человек, совершающий намаз жестами, в действительности здоров, так что мог бы выполнять и поклоны (рукан) в намазе.
7. Если человек, соблюдающий во всем порядок, вдруг вспомнил, что у него имеется не выполненный вовремя намаз, который необходимо восполнить.
8. Если имам, совершающий намаз, читая аяты из Священного Корана наизусть, в случае нарушения омовения, оставит вместо себя имамом одного из молящихся.
9. Если во время совершения утреннего намаз взойдет солнце.
10. Если при совершении пятничного намаза наступит время послеполуденного намаза.
11. Если забинтованные повязки (шина) отпадут вследствие заживания раны.
12. Если у человека, начавшего совершать намаз при наличии уважительной причины, во время намаза прекратится действие этой причины.
Абу Са’ӣд аль-Берда’ӣ’, опираясь на эти двенадцать причин, первым определил, что «хурудж би сун’ихи», то есть выход из намаза по собственной воле, является фард деянием. Он показал, что выход из намаза по своей воле не является основанием для нарушения намаза. Таким образом, он поддерживает точку зрения имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах!), который утверждал, что выход из намаза по собственной воле является фардом.
А ученик Абу Са’ӣда аль-Берда’ӣ’ Абу’л-Хасан аль-Кархӣ (умер в 340 году) утверждает, также основываясь на двенадцати причинах, что мнение имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах!) ошибочно.
Согласно аль-Кархӣ, основанием нарушения намаза, по мнению имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах!), является следующее: обстоятельства, воздействующие относительно этих причин и вынудившие нарушить намаз, являются противоречащими. То есть они изменяют ситуацию, существовавшую в начале намаза. К примеру, если человек, начавший совершать намаз, имея омовение тайаммум, после сидения ташаххуд увидит воду, которую он мог бы использовать для омовения, он окажется в положении ритуального загрязнения, даже несмотря на то, что перед намазом он совершил омовение тайаммум. Таким образом напрашивается вывод, что он даже перед началом совершения намаза был без омовения. Поэтому его намаз окажется недействительным. Другие причины аналогичны или очень похожи на эту. То есть в каждой имеется противоречие.
В приведенном выше примере обстоятельство, возникшее после сидения ташаххуд, воздействовало на человека, совершавшего намаз с омовением тайаммум. А если бы он не увидел воды, то есть не возникло обстоятельство, влияющее на него, остался бы в состоянии омовения. То есть обстоятельство, что он увидел воду, изменило качество человека, начиная с самого начала его намаза, что является противоречием. Это неопровержимо. Таким образом, намаз можно было бы продолжить, не нарушая, а обстоятельство не повлияло бы на намаз и не сделало его недействительным. В соответствии с этим, выход из намаза не по собственной воле не нарушает намаз .
Усман ибн Али аз-Зейла’ӣ в своем произведении «Тебйину’л Хакāик» сказал: «Эта точка зрения, то есть суждение о выходе из намаза по своей воле, как о деянии фард, взята не у имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах!). Имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах!), как и имам Абу Йусуф, и имам Мухаммад (да смилостивится над ними Аллах!), считает, что выход из намаз по своей воле не является фардом. Это подтверждают слова имама аль-Кархӣ: «все имамы единодушны в мнении, относительно того, что выход из намаза по собственной воле не является фардом».
В этой ситуации Абу Са’ӣд аль-Берда’ӣ’, узнав о мнении имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах!) относительно двенадцати вышеупомянутых причин по поводу нарушения намаза, сказал: «Намаз будет считаться нарушенным, только если отказаться от фарда. В вышеупомянутых причинах все фарды, кроме выхода из намаза, соблюдены. Поэтому, согласно мнению имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах!), причиной, нарушившей намаз, является выход из намаза не по своей воле. А это доказывает, что выход из намаза по собственной воле является фардом».
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.