Термин таква (богобоязненность) означает отказ от совершения греховного из страха перед Аллахом. А термином муттаки, называются верующие, которые живут в соответствии с таква.
При упоминании термина «таква», первым, что приходит на ум, является отказ от совершения всего, что является харамом. Вслед за этим идет отказ от совершения того, что является макрухом. Макрухом называют любые слова и поступки, произнесение и совершение которых является нежелательным. Затем, перед нами возникает то, что является сомнительным. Лучше всего отказаться от таких дел, по поводу которых нет конкретных предписаний, принимая во внимание, что они могут оказаться харамом.
Отказ от совершения этих действий, свидетельствует о богобоязненности человека. Затем следуют дела, являющиеся мубахом и халялем. В этом случае проявлением богобоязненности является довольствование необходимым и избегание расточительства.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто совершает сомнительное, подобен пастуху, который пасет (свое стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там.
Поистине, у каждого правителя есть свое заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха на земле Его является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а когда приходит в негодность, то портит и все тело, и, поистине, это — сердце» (Бухари, Муслим).
Сомнительное является ближайшим соседом запретного. Тот, кто зашел на поле сомнительного, спустя какое-то время обязательно окажется на поле запретного.
Таква (богобоязненность) и совершение благих деяний, являются двумя основами в развитии сердца и духовного мира человека. Совершая благие деяния, человек приобретает духовное вознаграждение и прибыль. А таква защищает эту полученную прибыль и предотвращает убытки. Человек, не предпринявший необходимых мер по предотвращению убытков, спустя какое-то время станет банкротом.
Существует три степени богобоязненности:
1) Богобоязненность в том, что касается ширка. Это – принятие веры и избегание многобожия. Таким образом, человек защищает себя от вечного пребывания в Аду.
2) Богобоязненность в том, что касается неповиновения. Это подразумевает отказ от совершения больших грехов, и избегание от упорства в совершении малых грехов. Это является самым распространенным значением термина таква.
3) Богобоязненность во всем том, что отвлекает сердце от Аллаха Всевышнего.
Islam-Today