С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Ислам – легкая религия, поэтому Всевышний Аллах выделил несколько категорий людей, которым дозволено оставить обязательный пост в священный месяц Рамадан:
Всевышний Аллах говорит:
«А кто [настолько] болен [что не в силах держать пост] или в пути [в этих случаях он может не держать пост], то пусть постится такое же количество дней в другое время [в качестве возмещения]. Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей» (аль-Бакара, 185).
Имам аль-Къуртуби (рахимахуллахи) сказал: «У больного два положения: первое, когда он не в состоянии соблюдать пост. В подобном случае разговление для него является обязательным. Второе состояние – это когда больной может соблюдать пост, но с трудом, причиняя себе вред. В таком случае для него разговляться весьма желательно, и никто не будет соблюдать в таком положении пост, кроме невежды!» (Тафсир аль-Къуртуби, 2/276).
Имам Ибн Къудама (рахимахуллахи) сказал: «Если больной будет соблюдать пост, несмотря на болезнь, то он совершает порицаемое, поскольку причиняет себе вред и оставляет облегчение от Аллаха» (аль-Мугъни, 4/404).
Если же тяжело больной не смотря на свою болезнь, постится, то его пост действителен, в чем единогласны все ученые: от Ибн Умара (р.а.) сообщается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты» (Ахмад, Ибн Хиббан).
Аллах говорит: «А кто [настолько] болен [что не в силах держать пост] или в пути [в этих случаях он может не держать пост], то пусть постится такое же количество дней в другое время [в качестве возмещения]» (аль-Бакара, 185).
Путнику позволено разговляться вне зависимости от его физического состояния и сложности путешествия. Это означает, что даже если его путь легок и не затруднителен, ему разрешено не поститься и сокращать свои молитвы.
Человек, отправившийся в путешествие, имеет право, как поститься, так и разговляться. Анас ибн Малик (р.а.) сказал: «Мы часто находились в пути вместе с Пророком (с.а.с.) и постившийся не порицал не соблюдавшего пост, а не соблюдавший пост – постившегося» (Бухари).
Ибн Аббас (р.а.) сказал: «Старому мужчине и женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день» (Бухари).
Это также относится и к больным, которые не надеются на выздоровление. Имам Ибн Къудама (р.а.) сказал: «Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку» (См. «аль-Мугъни» 4/396).
От Анаса ибн Малиа (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Великий и Всемогущий Аллах избавил путников от бремени поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин от бремени поста» (Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи).
Беременная и кормящая грудью могут прервать свой пост в том случае, если они опасаются за себя или своего ребенка. Однако, если они способны поститься, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит:
«Однако поститься лучше для вас» (аль-Бакара, 184).
Человек, потерявший рассудок, освобождается от всех видов поклонения.
От Аиши (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Перо (ангела записывающего плохие дела) поднято от троих: от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока его разум не восстановится» (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа, Бухари).
Мусульмане должны заранее обдумывать, как они проведут Рамадан, с какими сложностями они могут столкнуться, и что им можно сделать для того, чтобы избежать этих трудностей или облегчить себе проведение этого благословенного месяца. Ведь Рамадан бывает только раз в году, и неизвестно, сможет ли человек дожить до следующего Рамадана или даже до следующего дня текущего священного месяца.
Всевышний Аллах сказал:
«Тому, кто боится Аллаха, Он даст выход [избавление от сомнений в земной жизни и от наказания в Судный день]. [Аллах даст ему выход] И наделит его уделом оттуда, откуда тот даже и не рассчитывает [его получить]. Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно» (ат-Таляк, 2-3).