Фитра в исламе трактуется в два способа: как первозданное естество человека и как подаяния, которые мусульмане раздают в Рамазан. Поговорим о каждом значении отдельно.
В Коране сказано, что ребенок при рождении на свет уже является мусульманином. Его вера в Аллаха врожденная и обусловловлена природой, так как это есть вера единственно правильная. Однако часто после рождения родители, учителя и другие окружающие ребенка люди обращают его в христианство, иудаизм и огнепоклонство. Тогда, когда человек возвращается к единественно правой вере, он возвращается к своим истокам, к своей природе и не бывает ничего более естественного, чем признание единобожия в лице Аллаха и восстановления справедливости.
В аяте недаром слова фитра ("естество") и фатара ("сотворил") используются в одном корне, ведь как еще можно указать на то, что сама сущность человеческая сотворена Аллахом и ему должна подчиняться. Далее в аяте сказано, что цель существования человека как посланца Божьего на земле – жизнь в гармонии с самим собой и природой, а значит и смиренное поклонение Аллаху и следование Его законам и правилам. Так как Он создатель, так он и знает, для чего мы живем на этой земле и что нам нужно делать; не следует гневить Аллаха нарушениями правил, которые Он донес до нас через Пророков. Тот, кто их нарушает, рискует получить в наказание ужасные мучения. В этом все и есть определение фитры как идеи человеческого естества и существования на земле.
У мусульман есть один важный пост (орудж) – Рамазан. После его окончания все должны раздать своеобразную фитру – милостыню – тем, кто оказался в трудном положении. Фитру раздают все – и богатые, и бедные. Исчисляется она в дневной потребности в пище того, кто дает подаяние. Обязательно учитывается район, в котором живет этот человек; это также влияет на количество подаяния. Милостыню можно отдавать в любом виде, нет обязательного условия приносить в фитре пшеницу, хурму или ячмень.
В каком-то смысле смысле фитру можно расценить как отдачу своего "добра" более богатых людей в пользу бедных. Фитра в широком смысле переводится как постоянное состояние естества, т.е. определенное состояние – отсюда и состояние не только душевное, а и материальное. Вот почему этот вид милостыни так называется – дележ своего состояния с другими верующими во Всевышнего.
Islam-today
Статья оказалась полезной? Пожалуйста, репост!