Факих со своим иснадом передал от 'Атая 'Ауфи. Он сказал: «Джабир бин 'Абдулла сказал мне: «О 'Атая, закрепи в своем сердце мое завещание. Люби детей Мухаммада (мир ему) и его сахабов, люби тех, кто любит детей Мухаммада (мир ему), даже если они совершают грехи и ошибки. Гневайся на тех, кто не любит детей Мухаммада (мир ему), даже если они днем постятся и ночи проводят в молитвах. Угощай людей пищей, распространяй приветствие и совершай молитву ночью, когда люди спят.
Ибо я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Всевышний Аллах сделал Ибрахима (мир ему) Своим другом из-за того, что он угощал пищей, распрострянял приветствие и совершал намаз ночью, когда люди спали».
Факих со своим иснадом передал от 'Айрана бин Хабиба, который сказал: «К Ибн 'Аббасу (да будет доволен им Аллах) пришел один человек и сказал: «Мухаджиры и ансары говорят, что мы не одинаковы в вознаграждении. Это очень удивительно». Ибн 'Аббас сказал: «Нет, это не так. Если ты будешь совершать намаз, соблюдать пост, выплачивать закят, совершишь хадж к дому Аллаха, и будешь проявлять уважение к гостю, то войдешь в рай».
Факих со своим иснадом передал от Абу Шурейха, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение гостю, который приходит к нему днем и ночью, всего же гостеприимство следует оказывать в течение трех дней, а все то, что сверх этого, будет уже садакой».
Передано от 'Аты: «Когда Ибрахим (мир ему) хотел завтракать и не находил никого, с кем бы он мог позавтракать, то он проходил одну или две мили в поисках гостя».
Передано от 'Акрамы: «Ибрахима (мир ему) назвали отцом гостей. В его доме было четыре двери, и он смотрел в какую же дверь войдет гость».
Передано от 'Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Собрать моих братьев ради того, чтобы предложить им одну или две тарелки еды, для меня предпочтительнее, чем выйти на рынок и освободить раба».
Передано от Ибн 'Умара: «Если после приготовления супа, около Ибн 'Умара проходил бедняк, то он приглашал его поесть суп. И говорил:. «Вы будете приглашать к еде того, кто хочет поесть, или же того, кто не хочет есть?».
Передано от нашего Пророка (мир ему), что однажды его спросили: «Что чаще всего будет помогать людям попадать в рай?». Он (мир ему) сказал: «Страх перед Аллахом и благонравие». А когда его спросили о том, что чаще всего будет приводить людей в огонь, он (мир ему) сказал: «Рот, половые органы и плохой нрав».
'Айша (да будет доволен ею Аллах) передала, что её отец сказал: «Поистине, благонравие, благое соседство, сохранение связи с родственниками строит государство и увеличивает жизнь, даже если люди грешны».
Передано от Ибн ‘Умара, он сказал: «В мечети Посланника Аллаха сидели десять человек, и десятым был я.
Они - это Абу Бакр, 'Умар, 'Усман, 'Али, 'Абдурахман, Ибн Мас’уд, Му'аз, Хузайфа, Абу Са'ид Худри и 'Абдулла бин Умар. Пришел один юноша из ансаров. Он поприветствовал Пророка (мир ему), затем сел и сказал: «Какой из верующих наилучший?». Посланник Аллаха (мир ему)сказал: «Самый благонравный». Юноша спросил: «Кто из верующих проницательнее?». Посланник Аллаха (мир ему)сказал: «Тот, кто часто вспоминает смерть».
После этого юноша замолчал. Наш Пророк (мир ему) повернувшись к нам, сказал: «О мухаджиры и ансары! Есть пять вещей, которыми вы можете быть испытаны, и я прибегаю к Аллаху, чтобы они не постигли вас.
- Как только распутство станет явным между людьми, то среди них распространится чума, а также другие болезни, которые не постигали прежние народы.
- Как только люди станут обвешивать и обмеривать, то настанут трудности и тирания власти.
- И как только перестанут выплачивать закят со своего имущества и скота, станет запрещенным для них капля дождя.
- И как только они нарушат договор с Аллахом и Его Посланником, Всевышний Аллах установит над ними их врага.
- И как только их имамы (руководители) прекратят выносить решения по Книге Аллаха (Коран), то постигнет их горе».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Вы не сможете облегчить людей своими богатствами, но облегчайте людей радостным лицом и благонравием».
Абу Са'ляба передал, что Пророк (мир ему) сказал: «Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня дальше всех, являются наиболее злонравные из вас».
Передано от Ибн ’Аббаса: «Благодаря благонравию тают грехи, как тает снег из-за солнца. Плохой нрав портит благодеяния, как гнида портит мед».
Яхья бин Са'ид передал от Му'аза бин Джабала, который сказал: «Когда я ставил ногу в стремя, Посланник Аллаха (мир ему) дал мне последний совет: «О Му’аз бин Джабаль, придерживайся благонравия в отношениях с людьми».
Передано от Джабира бин ’Абдуллы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Поистине, эту религию я выбрал для себя. И делают эту религию правильной только два качества: щедрость и благонравие. Обогащайте её этими двумя качествами».
Было сказано: «Для того, кто принимает гостя, и тому, кто пришел в гости, три дела являются обязательными. Хозяину дома нужно принимать гостя, не выходя за рамки сунната, угощать его только дозволенной пищей (халяль); из-за гостя не пропускать молитву.
А что касается гостя, то ему нужно садиться туда, куда его посадят; быть довольным тому, что ему преподнесут; при выходе из дома обратиться к Аллаху с мольбой за хозяина дома, чтобы Аллах даровал ему благодать (баракат)».
Наш Пророк (мир ему) сказал: «Кто выплатил закят со своего имущества, проявил уважение своему гостю и дал людям то, в чем они нуждаются, тот, поистине, сохранил себя от скупости».
Из книги "Танбихуль гафилин"