Автомобилю для хорошего функционирования требуется топливо, для света и горения лампы – электричество, для жизни человека необходимы: вода, воздух, пропитание.
Мы можем легко обойтись без звонка родителям три раза в день, без взятия в руки Корана три раза в день, однако мы без труда найдем время три раза в день для заполнения нашего «наихудшего сосуда», как говорил об этом Пророк ﷺ.
И ничего бы, если бы мы ограничивались только этими тремя остановками, а ведь между ними имеются ещё несколько остановок – перекусов: выпить чашку чая или кофе, что-то попробовать новое, находясь рядом с магазином или кафе, зайти от скуки и съесть что-то вкусненькое – об этом, наверно, и говорить не стоит. Да, в этом нет чего-то плохого, Всевышний Аллах говорит в Коране:
«О люди! Ешьте то, что [дано вам] на земле из дозволенного и чистого, и не следуйте по пути шайтана. Поистине, он для вас – явный враг» (Аль-Бакара, 168).
В то же время в Коране сказано:
«О верующие! Ешьте только чистое из того, чем мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху [за то, что Он даровал вам такое большое количество дозволенных благ], если вы Ему поклоняетесь [твердо веря, что только Он один наделяет благами]» (Аль-Бакара, 172).
Это интересно: что будет, если не произнести перед едой «Бисмиллях»?
Говоря о чистом, халяль пропитании, имеется ввиду и способ забоя животного, и пути поиска пропитания. То есть, наше пропитание должно быть таким, каким его повелевает наш шариат, какому обучил нас Пророк ﷺ: чистым, то есть не причиняющим вреда нашему телу и разуму; не мясом мертвечины, и соответствующим другим условиям.
В Коране призывается не следовать по путям шайтана и не попадаться в его уловки. Действительно, культ еды существовал как раньше, так и в наши дни.
Во втором аяте Всевышний Аллах, обращаясь к мусульманам, раскрывает отношение верующих к пропитанию. Во-первых, как уже было сказано о необходимости использования чистой, дозволенной пищи; во-вторых, о необходимости быть благодарным – это также является способом избегания уловок шайтана.
Пропитание, поклонение, умение быть благодарным – всё это очень взаимосвязано. С давних времен наши бабушки-дедушки спрашивали друг-друга, ты живешь ради того, чтобы есть, или ты ешь, чтобы выжить.
К сожалению, такая эпоха исчезает. А ведь так как и люди, и джинны созданы для поклонения, то ведь все остальные наши деяния, такие как работа, питание, отдых и другие, становятся лишь средствами помощи для совершения поклонений.
То, каким является наше пропитание и какими путями оно добывается, напрямую влияет и на наше поклонение. О приведенном в аяте чистом, благом пропитании мы можем узнать и из сунны нашего Пророка ﷺ.
Важно знать: Какую пищу Всевышний обещал благочестивым мусульманам?
Пророк ﷺ, вспоминая человека, находящегося в долгом путешествии, с всклокоченными волосами и покрытого пылью, сказал: «Он станет поднимать руки к небу, взывая «О Господь! О Господь!» Но его еда – харам, питье – харам, и был он вскормлен на хараме. Так как же будет принята его дуа?»
Сколько раз за день мы подходим в гости к столу? Да, не сосчитать! А сколько мы едим? Не успеваем даже похудеть. Наше пропитание необходимо нам для нашей жизни в этом мире, для поклонения, и просто для поднятия настроения порой.
Ведь Всевышний Аллах не создал в этом мире для нас только мясо и воду, Он одарил нас и различными видами фруктов, ягод, овощей. Разрешенных для пищи видов животных также большое количество. А посуда? Никто нам не запрещает вводить разнообразие в наш рацион, есть из красивой посуды, украшать блюда.
Однако нам запрещен исраф и еда, наносящая вред нашему поклонению! Если понять мудрость этого, всё можно сделать в рамках шариата.
Второй момент – количество еды. Порой в доме и с одним человеком, и с двумя людьми варится целая кастрюля супа. После того, как его оказалось очень много, и остались излишки, то мы уже не едим его или оставляем животным, птицам, ссылаясь на то, что этот суп уже вчерашний, и начинаем готовить что-то новое.
Однако сподвижник по имени Джабир передал следующие слова Пророка ﷺ: «Еды, рассчитанной на двоих, хватит и на троих, а рассчитанной на троих хватит и на четверых».
А мы же, в свою очередь, еду, рассчитанную на восьмерых, едим четыре человека. Хоть и знаем, как тяжело чтение намаза на полный желудок.
Однажды сподвижники сказали Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха! Поистине, мы едим, но не насыщаемся». Он сказал: «Наверное, вы едите отдельно друг от друга».
Они сказали: «Да».
Он сказал: «Собирайтесь и ешьте вместе, и произносите имя Аллаха, и тогда еда станет благодатной для вас».
Именно поэтому в совместном приеме пищи с семьей, друзьями кроется благодать (баракат). Здесь будет уместно применить хадис, в котором говорилось, что еда, рассчитанная на одного, хватит на двоих: и желудок будет доволен, и мы не перейдем границы.
Пусть не желудок будет нашим хозяином, а мы сами станем хозяевами наших животов. Надеясь на милость Аллаха, нам следует питаться в достаточном количестве для поддержания жизни, поклонения, способности работать. В этом случае наша еда не будет лишь пищей ради поклонения, а сам прием пищи станет процессом поклонения.
Ленар Хамматов