Фото: okanozdemir/ shutterstock.com 
Начало: знают ли умершие о делах живых?
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху, уважаемые братья и сестры в исламе! Продолжаем наш рассказ на основе главы «Встреча душ умерших и их взаимные расспросы» из книги имама Ас-Суюти «Загробный мир». В первой части мы говорили о встрече душ праведников и их расспросах. Теперь перейдем к описанию барзаха для душ, встречам грешников и хадисам, которые вдохновляют на терпение и веру.
Имам Ас-Суюти цитирует хадис переданный Ибн Аби Шейбой от Абдуллы ибн Амира (р.а.): «Рай подвешен, обвитый солнечными лучами, и открывается раз в год. Души верующих находятся в телах некоторых птиц, узнают друг друга и питаются плодами Рая». Это образно описывает свободу и блаженство душ праведников в барзахе — они не томятся в ожидании, а наслаждаются милостью Аллаха.
Другие хадисы, как хадис в «Тафсире» Адама ибн Аби Ияса, переданный Мубараком ибн Фидалем от хазрати Хасана (р.а.), повторяют прежде сказанные истины: «Когда человек умирает, души встречают его и спрашивают: «Что делает такой-то?» Если он отвечает, что кто-то умер раньше, но его тут нет, они говорят: «Значит он отправился в свое убежище – к матери-Аду. И какая же это плохая мать и воспитательница!».
Саид ибн Джубайр (р.а.) передал, что Пророк ﷺ сказал: «Когда человек умирает, его ранее умершие дети встречают его, как вы встречаете вернувшегося из путешествия». А Сабит аль-Бунани добавил: «Ранее умершие родственники окружают новоприбывшего».
Фото: blas / elements.envato.com
Ибн Аби Шейба в «Мусаннафе» приводит хадис от Убайда ибн Умайра (р.а.): «Жители кладбища ждут умершего, как вы ждете караван из путешествия. Они спрашивают о ранее умерших, и если их нет, произносят: «Инна лилляхи ва инна илейхи раджиун» – значит, он пошел другим путем, в Ад».
Ибн Аби Дунья приводит хадис от Салиха аль-Мурри (р.а.), где Пророк ﷺ сказал: «Души спрашивают новоприбывшую: «Что ты оставил в мире? Был ли в хорошем теле или плохом?» В хадисе переданном Ас-Са'лаби от Абу Хурайры (р.а.) добавляется: «Они спрашивают даже о кошке в доме».
Куртуби, объясняя хадис Пророка ﷺ: «Души — как собранное войско: согласные сближаются, несогласные расходятся» (Бухари, «Сахих»), указывает, что это касается встреч в барзахе или даже с душами спящих.
Имам Ахмад в «Зухде» приводит хадис от Убайда ибн Умайра (р.а.): «Если бы я потерял надежду встретиться с душами родных, я бы умер от горя». Это показывает, как вера в встречу душ дает утешение.
Смерть и вечная жизнь: исламское представление о конце пути и начале истинной жизни
Когда Суфьян ас-Саури заболел, он кричал от боли, но ему напомнили о встрече с Аллахом — и он успокоился. Аналогично, Хасан ибн Али (р.а.) перед смертью успокоился и обрадовался, когда ему сказали, что он встретится с родными: отцом Али (р.а.), матерью Фатимой (р.а.), дедом Пророком ﷺ и другими.
Байхаки в «Шуаб аль-Иман» передает хадис от Али ибн Абу Талиба (р.а.): «Один из верующих умер и был обрадован Раем, вспомнил своего друга в мире. За него он обратился к Аллаху с мольбой: «О, Господь! Такой-то мой друг приказывал мне повиноваться Тебе и Твоему Посланнику. Говорил мне совершать добро, избегать зла. Напоминал мне о встрече с Твоим Величием. После меня не веди его к заблуждению. Покажи ему ту же милость, которую показал мне. Будь доволен им, как доволен мной».
Затем, когда другой друг тоже умер, Аллах собрал их души вместе и сказал: «Хвалите друг друга». И каждый сказал о своем друге: «Какой хороший брат, какой хороший друг и какой хороший товарищ».
Один из неверующих друзей умер и ему сообщили, что его ожидает Огонь. Он вспомнил своего неверующего друга в мире и сказал: «О, Господь. Такой-то мой друг приказывал мне ослушаться Тебя и Твоего Посланника. Поощрял к злу, запрещал добро. И говорил мне не верить в этот день. О, Господь, после меня не веди его к руководству. Покажи ему то же наказание, которое показал мне. Гневайся на него, как гневаешься на меня». Затем, когда другой тоже умер, Аллах собрал их души вместе. Им сказал: «Теперь хвалите друг друга». Они сказали друг другу: «Какой плохой брат! Какой плохой друг!».
Фото: Mahmut Koyas / Shutterstock.com.
Эти хадисы напоминают: наша жизнь – подготовка к барзаху и Судному Дню. Добрые дела объединяют нас с праведниками, грехи – разлучают. Пусть Аллах сделает наши души частью общества милосердных и соберет нас в Джаннате с Пророком ﷺ и сподвижниками. Читайте Благородный Коран, совершайте намаз и помните о смерти – это ключ к вечному блаженству.
Примечание: Статья основана на турецком переводе книги Имама ас-Суюти «Kabir Alemi».
Мухсин Нурулла