Тема страданий, наверное, всегда будет актуальной в человеческой жизни. Нет ни одного человека из живущих на Земле, кому бы не приходилось испытывать страдания. Оказавшись в таком положении, многие люди переживают кризис своей веры в Бога – «если Он милостив и добр к людям, как же Он допускает такое в нашей жизни? За что я страдаю, ведь я человек верующий, я стараюсь жить согласно религиозным заповедям, не совершать грехов?».
Но, как это ни странно звучит, страдания и беды могут стать для верующего человека не только бременем, но и источником утешения и приближения к своему Господу.
Итак, вот десять советов, с помощью которых человек, переживающий неприятности и проблемы, как мы надеемся, может поддержать себя и найти в них утешение:
1. Первый момент, который здесь следует иметь в виду: страдания и беды есть естественные свойства нашего мира. Всевышний не сделал наш мир раем на земле, земная жизнь полна испытаний, в том числе, жизнь человека верующего.
«Неужели полагают люди, что они будут оставлены, как сказали: «Мы уверовали», и не будут они испытаны? И вот уже Мы подвергли испытанию тех, кто был до них» (29, 2-3).
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых…» (3:155).
2. Самые великие и праведные люди тоже испытывали страдания.
Страдания и беды не минуют никого в нашем мире - верующих и неверующих, праведников и грешников. Даже самые лучшие люди – пророки и праведники, также испытывали горе и страдания. Более того, их испытания были, зачастую, тяжелее наших.
Пророк Авраам (Ибрагим), мир ему, должен был принести в жертву Богу своего сына, Иосиф (Юсуф), мир ему, был продан в рабство своими же братьями, а его отец, пророк Якуб (Иаков), мир ему, долгие годы был лишен любимого сына и должен был мучиться неизвестностью, не зная, жив он или нет. Праведный Айюб (Иов), мир ему, был испытан потерей всего имущества, детей и мучительной болезнью.
Наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение) потерял любимую жену, детей, близких друзей, его родственники гнали и преследовали его, он переживал голод, болезни, терпел лишения. Но все они поддерживали себя и своих близких надеждой на Всевышнего, который, как они знали, не оставлял их в испытаниях.
Так что, когда нам трудно, нам следует вспомнить о терпении и уповании на Бога, которое проявляли эти великие люди. Они никогда не задавали Ему вопросов – «за что Ты мне такое послал?». Они знали, что, если Всевышний делает что-то в нашей жизни, значит, в этом тоже есть какая-то мудрость и в этом благо для нас.
3. Наша жизнь – не последняя и не окончательная.
Если бы с нашей смертью для нас и других людей все заканчивалось бы, жизнь была бы, воистину, несправедливой – сколько мы видим вокруг себя примеров, что люди неправедные, грешники и злодеи, в этой жизни благоденствуют, наслаждаются различными благами жизни, а люди праведные, религиозные, наоборот, живут в бедности, страдают от несправедливости и преследований.
Недаром среди людей, далеких от религии, так распространены самоубийства, наркомания, депрессия. Когда у человека нет понимания сути этой жизни, жизнь кажется пустой и бессмысленной.
Но человек, верующий во Всевышнего, знает, что после смерти и особенно в Судный день настанет момент истинной справедливости и воздаяния всем людям за их деяния в этой жизни.
«И кто сделает добра весом в пылинку, тот увидит это, и кто сделает зло весом в пылинку, тот увидит это» (99,7-8).
Правда восторжествует, и всякий будет по справедливости вознагражден за добрые дела и утешен за страдания, или, наоборот, наказан за грехи и обиды, которые он причинил другим людям.
Трудности нашей временной жизни можно сравнить с положением человека, который собирается в долгожданное путешествие, - к примеру, в поездку в хадж. Перед поездкой он может несколько лет копить деньги на паломничество, потом собирать документы и мучиться неизвестностью, дадут ли ему визу или нет, в самой поездке ему придется переносить длинный перелет – а возможно, с несколькими пересадками, в переполненном самолете, очереди на пограничном контроле, жаркую погоду, гостиницы, где будут далеко не самые идеальные условия, постоянно находиться в большой толпе самых разных людей.
Но несмотря на все трудности путешествия, этот человек постоянно держит в уме конечную цель – Каабу в Мекке и Мечеть Пророка (мир ему и благословение) в Медине/ Поэтому он с радостью переносит эти трудности, помня, что они временные, и что все они будут с лихвой искуплены возможностью посетить благословенные Мекку и Медину. Когда он видит их, он тут же забывает обо всех трудностях, которые ему пришлось пройти.
Подобным же образом, когда верующий вступит в Рай, он забудет обо всех трудностях и страданиях, которые ему пришлось претерпеть в мире.
4. Страдания могут стать источником награды для верующего.
В хадисе говорится об этом:
«Сколь удивительно положение верующего! Воистину, всякое его состояние – это благо, и это благо недоступно никому, кроме верующего. Если если его постигает радость, он благодарит (Аллаха), и это оборачивается для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
Если человек получается какие-то блага от Аллаха, он благодарит за них, и тем самым, приближается к Его довольству. Если же его постигают трудности, и он проявляет терпение, они также приближают его к довольству Всевышнего.
5. В любом испытании есть благо и мудрость. Наш Создатель Знающий и Мудрый. Он видит всю нашу жизнь целиком – поэтому те вещи, которые сейчас кажутся нам неприятными, через какое-то время могут обернуться благом для нас.
«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2, 216).
Когда мы были детьми, родители время от времени водили нас к зубному врачу. В то время это казалось нам большой неприятностью – нам приходилось терпеть боль, неприятные ощущения, подолгу сидеть с открытым ртом, после лечения какое-то время нельзя было есть и пить. Но оглядываясь назад, мы понимаем, что в этом было благо.
Если бы родители не заставляли нас вовремя лечить зубы, мы впоследствии испытывали бы худшие страдания, а вдобавок остались бы без зубов. Таким образом, мы считали злом те вещи, которые являлись для нас благом.
Точно так же мы периодически сталкиваемся с трудностями и неприятностями в нашей жизни, многие из которых могут оказаться благом. К примеру, мы работаем в какой-то организации, где у нас скучная и однообразная работа, маленькая зарплата и вдобавок неприятный рабочий коллектив.
Но оставить эту работу и начать искать другую у нас самих не хватает решимости. Но Всевышний устраивает все за нас – нас увольняют (к примеру, по сокращению штатов), и нам поневоле приходится искать новую работу, которая оказывается для нас во много раз приятней прежней.
Более того, иногда такая неприятность спасает нам жизнь. Кому из нас не приходилось слышать истории о том, как человек опаздывает на самолет или на поезд, который терпит крушение, а он – благодаря этой задержке - остается жив.
6. Страдания приближают нас к нашему Создателю.
Человек, который находится в трудностях, чаще обращается с молитвами к Аллаху, просит Его о помощи, это учит его больше полагаться на Всевышнего, а не на людей. Многие люди, пережившие трудности, вспоминают, что, переживая болезнь или смерть близкого человека, они в это время лучше чувствовали милость и любовь Бога к себе, чем во время спокойной и благополучной жизни.
7. Человек, который пережил в жизни много горя, начинает лучше понимать других людей.
Его сердце становится мягче, добрее, он учится сочувствию, состраданию. Он уже не может пройти мимо чужого горя – помня о том, как страдал он сам и как нуждался в чужой помощи. Мы знаем примеры того, как люди, пережившие тяжелую болезнь (к примеру, рак), затем начинают заниматься благотворительностью и помогать людям, страдающим той же болезнью. Люди, пострадавшие от военных действий сами, помогают другим жертвам войн и катастроф.
8. Несчастья и болезни служат средством очищения от греха.
Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Какое бы испытание ни постигло мусульманина, даже если это укол колючки, Аллах возвышает за это его степень и прощает его грехи» (Муслим).
Трудности, посылаемые человеку, могут служить также предостережением для него. Когда праведных людей постигали несчастья, они, прежде всего, просили прощения у Аллаха, поскольку знали, что эти неприятности могут быть результатом их грехов. Возможно, мы что-то делаем неправильно, так что, посылая нам трудности, Господь хочет предупредить нас и остановить.
Человек, у которого в жизни не было серьезных бед и горестей, на самом деле может быть более несчастным – возможно, Аллах просто отложил его наказание на будущую жизнь, где оно будет более тяжким для него.
Когда человек ведет грешную, дурную жизнь, то страдания могут стать для него источником перемены жизни. Один человек вспоминал, что вел распутную и безнравственную жизнь – каждый день уходил из семьи в компанию друзей, где они пили спиртное, посещали распутных женщин, играли в азартные игры.
Никакие уговоры жены и близких не могли остановить его. Но вдруг у него тяжело заболела любимая дочь. Ему пришлось оставить разгульную жизнь и помогать жене ухаживать за ней. Только тогда он начал осознавать, сколько горя он принес близким, каким грешником был перед Богом, он начал посещать мечеть, регулярно совершать намаз, оставил все вредные привычки.
К счастью, его дочка поправилась, но он уже не вернулся к прежней жизни – и теперь он благодарит Аллаха, что Он вовремя остановил его от окончательного падения.
9. «Воистину, мы все принадлежим Аллаху» - это средство примирения с горестями.
Говоря о терпеливых, Аллах упоминает о словах, которые всем нам следует произносить во время трудностей:
Инна лиЛЛяхи ва инна илейхи раджиун - Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение.
Произнося эти слова «воистину, мы принадлежим Аллаху», человек постоянно напоминает себе, что все в мире принадлежит Всевышнему, так что Он дает блага, кому хочет, и забирает, у кого хочет. Так что нет необходимости впадать в скорбь, когда мы лишаемся чего-то – ведь Аллах просто забрал то, что принадлежало Ему.
Супруга Пророка, Умму Саляма (да будет доволен ей Аллах) рассказывает:
«Когда мой первый муж Абу Саляма (да будет доволен им Аллах) скончался, я спрашивала себя – кто среди верующих может быть лучше, чем Абу Саляма? Он первым совершил хиджру по повелению Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Но когда я произнесла это дуа, Аллах Тааля даровал мне лучшее, взамен моего мужа – он сделал меня женой Посланника Аллаха».
10. И напоследок, вот несколько дуа, которыми человек, переживающий несчастья, может обратиться к Аллаху:
ا إلَهَ إِلَّا اللهُ الْعَظـِيمُ الْحَلِـيمُ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ رَبُّ الْعَـرْشِ الْعَظِيـمِ، لَا إِلَـهَ إِلَّا اللهُ رَبُّ السَّمَـوَّاتِ وَرَبُّ الْأَرْضِ ورَبُّ الْعَرْشِ الْكَـرِيم
«Ля иляха илля ллаху-ль-азыму- ль-халиму, ля иляха илля ллаху, раббу-ль-арши-ль-азыми, ля иляха илля ллаху, раббу-с-самавати, ва раббу-ль-арди ва раббу-ль-арши-ль-карим».
«Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Великого, Снисходительного. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа семи небес и Господа земли, Господа благородного Трона»
إِنَّا للهِ وَإِنَا إِلَـيْهِ راجِعُونَ، اللَّهُـمَّ اْجُـرْنِي فِي مُصِـيبَتِي، وَاخْلُـفْ لِي خَيْـراً مِنْـهَا
«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун! Аллахумма-джурни фи мусибати вахлюф ли хайран минха».
«Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах награди меня за мое несчастье и замени его чем-то лучшим!»
اللَّهُـمَّ رَحْمَتَـكَ أَرْجُـوفَلَا تَكِلْـنِي إِلَى نَفْـسِي طَـرْفَةَ عَـيْنٍ، وَأَصْلِـحْ لِي شَأْنـِي كُلَّـهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أنْـت
«Аллахумма рахматака арджу фаля такильни иля нафси ҭарфата ‘айнин ва аслих ли ша’ни кулляху ля иляха илля анта!»
«О Аллах! Я надеюсь на милость Твою. Не вручай меня моей душе даже на мгновение ока. Исправь всё мое положение, ибо, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!».
Анна (Муслима) Кобулова