Наша способность произносить слова стоит во главе тех особенностей, которые отличают нас от других живых существ и по-настоящему делают нас людьми. В связи с этим благом, значение которого мы часто даже не понимаем, наш Господь говорит, что доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек (Бакара, 2:263).
Речь – это такое благо, с помощью которого завоевывались многие души, и тогда враги становились друзьями. Но иногда из-за одного слова теряется многолетняя дружба. Ласковым словом можно смягчить и жестокие сердца. Если Аллах даст человеку все самое сладкое и только горький язык, что бы он ни делал, все будет бесполезно. Сказать приятное для души слово, отклонить чье-то предложение ласковым словом, прикрыть чужой недостаток, на неуважение ответить прощением – все это лучше, чем милостыня, за которой следует обидный попрек и душевное беспокойство.
Доброе слово излечивает душевные раны, наполняет сердце добрыми чувствами. Прощение освобождает душу от ненависти, вместо нее размещает братские и дружеские чувства. В таком случае, доброе слово и прощение выполняют основную функцию милостыни, которая состоит в очищении души и сближении сердец. Наш Господь определяет садака не как проявление превосходства подающего над получающим, а только как долг, отданный Аллаху, который никак не нуждается в садака, за которым следует обидный попрек.
Если за подаваемым человеку садака последует проявление высокомерия, которое станет обидным для него, то лучше вместо подаяния утешить его подходящими словами, отнестись по-хорошему к человеку, который рассказал о своей нужде, не говорить другим о его нищете. И такое поведение будет более предпочтительным с моральной точки зрения.
Поскольку Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, то у Него также нет нужды в том, чтобы кто-то расходовал свои средства на пожертвования. Он любит щедрых людей с открытым сердцем и не любит скупых и жадных. Потому что Он сам щедро раздает людям блага. Аллах дает людям средства к существованию без ограничений и, несмотря на их ошибки, еще и еще раз прощает их. Наш Господь не любит тех, кто постоянно напоминает о том, что он когда-то человеку что-то простил, и этим унижает его достоинство. Или когда человек подает что-то незначительное, но при этом сопровождает свое подаяние бьющими прямо в сердце словами.
Человек может возвысить своим языком и себя, и других. От языка есть дорога к сердцу. Человек может из-за нескольких слов потерять высокое положение, которого добивался многолетним трудом, потратив для этого много сил и энергии. По этой причине нужно всегда заранее обдумывать, что будешь говорить, и знать где, как и о чем можно или нельзя говорить. Это защитить нас от попадания в затруднительные положения.
«У него уста медом помазаны» говорят о человеке, умеющем правильно и красиво разговаривать. Когда приветливое лицо дополняется ласковыми устами, перед человеком открываются любые двери. Великие люди говорили, что мягкий нрав и ласковые слова являются ключом к сердцу. Принятые в Исламе правила приличия требуют от нас быть приветливыми и ласково разговаривать. Наш Пророк (с.а.в.) сказал: «Доброе слово – это садака» (Бухари, “Книга приличий”, 34). Доброе слово из тех достоинств и добродетелей, которые приводят своего обладателя к довольству Аллаха и оставляют его среди благ. «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» (Фатыр, 35:10). Как сказано в Коране, добрые слова взойдут к нашему Господу и, когда наступит время, они вернутся к нам в виде воздаяний.
Человек должен говорить о хорошем и приучать свой язык к добрым словам. В качестве высокого отличительного свойства человека во всех небесных религиях содержится требование Аллаха говорить по-доброму. Человек, обладающий высокой нравственностью, будет ко всем обращаться с добром и пожеланием мира и завоюет их расположение. Каждый будет рад находиться рядом с таким человеком и вести с ним добрую беседу. Когда такой человек с приветливым лицом и ласковой речью входит к людям, он как солнце освещает все вокруг.
Говорят, что ласковая речь заставляет змею выйти из своей норы. Людские души можно привлечь лишь мягким, добрым словом. А это очень важно. Ведь Всевышний Господь говорит в Коране: «Ступайте к Фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (Та-ха, 20:43-44). Следовательно, верующие должны говорить друг с другом еще более мягко и ласково.
Как му’мины, сердцем уверовавшие в Аллаха, мы обязаны сделать свою речь более красивым. Мы должны уметь прощать людям. Мы должны стараться завоевать разбитые сердца и израненные души добрыми словами и умением прощать.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.