Противоположностью этого является страх перед Аллахом. Если этот страх включает в себя чувство глубокого уважения и трепета, то оно именуется хашйат.
Истинной сутью страха является ужас, возникающий в сердце человека при мысли оказаться в неприятной ситуации.
Причиной этого являются грехи, а также размышления о тяжести наказания от Аллаха, о том, что душа очень слаба и не выдержит этого; о том, что силы человека несравнимы с могуществом Аллаха; что человек является всего лишь слабым и ничтожным рабом, который каждое мгновение своей жизни нуждается в своем Создателе.
Страх перед Аллахом, порождает печаль. А эта печаль в свою очередь удерживает душу от радости и ликования, и заставляет испытывать боль из-за совершенных прежде грехов и скорбь по прожитым впустую годам и пропущенным поклонениям.
Страх перед Аллахом так же становится причиной обретения человеком хушу (смирения). Хушу – это постоянное ощущение сердцем того, что человек непрерывно находится перед своим Господом. Так же было сказано, что хушу – это покорность перед Аллахом Всевышним знающим сокровенное.
Так же страх перед Аллахом порождает йакын (убежденность). По мнению суфиев убежденность — это когда знание полностью охватывает и окружает сердце.
Например, если мысли о смерти не переполняют сердце человека и если он не готовится к ней, то о таком человеке говорят: «У такого-то нет убежденности в сердце».
Точно так же страх перед Аллахом порождает в человеке «убудиййат» (раболепие). Это подразумевает осознание того, что в любом случае и при любых обстоятельствах Аллах Всевышний является твоим Господом, а ты являешься Его рабом.
Убудиййат является более широким понятием чем поклонение. Так как убудиййат требует свободы. А свободу можно обрести лишь перестав быть рабом созданных, и чтобы ничто во вселенной, кроме Аллаха Всевышнего, не было способно оказывать влияния на такого человека.
В то же самое время убудиййат требует наличия воли. Воля же подразумевает такое состояние, когда сердце человека готово выскочить в своем стремлении к Аллаху. Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Боятся Аллаха из Его рабов только обладатели знания» (Фатыр 35/28).
«Это (прекрасная награда) – тем, кто боялся своего Господа (боялся Его наказания, поэтому избегал грехов)» (аль-Беййина 98/8).
Зейд ибн Аркам (р.а.) рассказывает: «Однажды один человек спросил у посланника Аллаха ﷺ: «О, посланник Аллаха! Как мне защититься от Ада?».
В ответ на это, посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Своими слезами. Потому что огонь никогда не коснется глаз проливавших слезы из страха перед Аллахом».
В хадисе-кудси переданном от Абу Хурайры (р.а.) говорится:
«Клянусь Своим величием, Я не объединю в своем рабе двух страхов и двух уверенностей в безопасности. Если Мой раб будет бояться Меня в мирской жизни, то в судный день Я дарую ему безопасность. Если же Мой раб будет в мирской жизни чувствовать себя в безопасности от Меня, то в судный день Я напугаю его».
В хадисе, переданном от Абу Зарра (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Я вижу то, что вы не видите, и слышу то, что вы не слышите. Небеса загудели, и их гул стал истиной. На небесах нет свободного места в четыре пальца шириной, где ангелы не совершали бы саджда, склонив свои головы перед Аллахом Всевышним. Клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что знаю я, вы стали бы мало смеяться и много плакать, вы перестали бы наслаждаться своими женщинами в постелях, а разбрелись бы по дорогам и пустыне обращаясь с мольбами к Аллаху (об избавлении вас от бедствий)».
Передав этот хадис, Абу Зарр (р.а.) сказал: «Ах, если бы я оказался вырванным с корнем деревом!».
Фудайл ибн Ийад (рахимахуллах) говорил: «Я не завидую ни приближенным ангелам, ни посланным пророкам, ни праведным рабам. Разве они не увидят ужаса судного дня и не познают страха? Я завидую (белой завистью) лишь тем, кто не был сотворен».
Ата (рахимахуллах) говорил: «Если бы был разожжен огонь, и было сказано: «Кто желает бросившись в этот огонь, уйти в небытие?», то боюсь, что я умер бы от радости раньше, чем успел бы броситься в него».
Сари Сакати (рахимахуллах) говорил: «Я помногу раз в день смотрю на свое лицо, из страха, что оно почернело из-за совершенных мной грехов». Он так же говорил: «Я желал бы умереть где-нибудь за пределами Багдада, так как боюсь, что могила не примет меня и я буду опозорен».
О, мои грешные братья! Взгляните на этих великих людей и великих шейхов, посмотрите каким страхом перед Аллахом Всевышним были охвачены их сердца. В наших же сердцах нет и одной сотой доли того страха, какой испытывали они. Тогда как мы по сравнению с ними должны испытывать несоизмеримо больший страх.
И нет никакой иной причины того, что мы испытываем мало страха перед Аллахом, кроме той, что наши сердца черствы и нерадивы. Тогда как их сердца были чистыми и сияющими. И для нас нет иной причины спастись, кроме как любить их и страстно желать встречи с ними. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Человек с теми, кого он любит».
И мы надеемся на спасение лишь благодаря нашей любви к ним, так как наше следование за ними ничтожно и не заслуживает никакого внимания.
О, помощник просящих о помощи! О, Тот, Кто отвечает на мольбы тех, кто оказался в беде! О, Милосерднейший из милосердных! О, прощающий грешников! Ради Твоего любимца — Мухаммада Мустафы ﷺ; ради всех пророков и посланников, а также всех приближенных ангелов; ради сподвижников твоего любимца (салаллаху алейхи ва саллям), которыми Ты был доволен и которые были довольны Тобой, смилуйся над нами! Мы — грешны и признаем наши грехи.
Прости нам наши прегрешения и скрой наши злодеяния. Умертви нас вместе с праведниками. Поистине, Ты — премного Прощающий, Милосердный и Скрывающий недостатки своих рабов. Аминь, аминь, аминь, о, Милосерднейший из милосердных и Щедрейший их щедрых!
Имам Биргиви «Тарикату мухаммадиййа. Путь Ахлю-Сунна»