Недавно наступил месяц мухаррам – первый месяц мусульманского лунного календаря, это означает, что начался новый год по мусульманскому летоисчислению. Сейчас мы вступили в 1441-й год мусульманской эры – а поскольку мусульманское летоисчисление ведется от хиджры, то есть, от переселения Пророка (мир ему) из Мекки в Медину, это означает, что хиджра состоялась 1441 лунный год назад (по европейскому календарю это случилось в 622 году н.э.).
Чем же знаменателен этот месяц?
Как мы уже сказали, этот месяц знаменует начало нового года исламского календаря. Традиция начинать отсчет мусульманской эры от события хиджры восходит ко второму халифу Умару (да будет доволен им Всевышний), который в 638 н.э. предложил вести отсчет времени именно от этого события. Третий халиф Усман (да будет доволен им Всевышний) предложил сделать началом нового года месяц мухаррам, поскольку к его наступлению заканчивается сезон хаджа.
Само слово мухаррам происходит от «харам», запретный, этот месяц был одним из четырех запретных месяцев у арабов, во время которых нельзя было начинать войны и развязывать конфликты. В Коране говорится об этом таким образом:
«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему. Четыре месяца из них запретные…» (Сура "ат-Тауба", аят 36).
Самый знаменательный день этого месяца – это так называемый день Ашура, (от слова «ашара» – десять), десятый день месяца. По различным преданиям, в этот день произошло много знаменательных событий – Ноев ковчег (пророка Нуха, мир ему) остановился возле горы Арарат (Джуди), и его обитатели наконец смогли выбраться на сушу после потопа. Пророк Моисей (Муса), мир ему и его община, бану Исраиль спаслись от преследования фараона.
Также есть предания о том, что такие значимые события из жизни других пророков – как освобождение Иосифа (Юсуфа), мир ему, из темницы или вознесение на небо Иисуса (Исы), мир ему, произошли именно в этот день. Поэтому этот день считается временем, когда желательно поминать пророков и посланников Всевышнего.
Самым желательным деянием в этот день считается пост. По некоторым сообщениям, арабы еще до ислама держали пост в этот день.
В этот день был предписан пост другим общинам – передается, что, когда Пророк (мир ему) и его сподвижники переселились в Медину, они узнали, что иудейская община держит пост в этот день в память о пророке Моисее (Мусе), мир ему. Тогда Пророк (мир ему) велел людям также держать в это время пост – единственное, желательно присоединять к нему 9-й или 11-й день (для отличия от других общин).
Более того, пока не было повеления держать пост в месяце Рамадан, пост в день Ашура считался обязательным действием для мусульман. После он был оставлен как желательный пост. В хадисе говорится об этом таким образом:
«Воистину, (день) Ашура является одним из дней Аллаха. Кто желает, может поститься в этот день, а кто не желает, может не держать пост» (Муслим).
Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: "Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам» (Муслим).
В этот день также приветствуются любые благие деяния: посещение больных, взаимопомощь, раздача милостыни. Особенно приветствуется увеличение расходов на свою семью и близких, проявление щедрости к родственникам для достижения милости Всевышнего.
В этом году день Ашура приходится на 9 сентября, следовательно, пост желательно держать 8-9 или 9-10 числа.
Из других знаменательных событий этого месяца:
В 14-й день месяца мухаррам 718 года хиджры (25 марта 1318 года н.э.) родился один из знаменитых праведников, достигших познания Всевышнего, - суфийский шейх Багауддин Накшбанди, по имени которого был назван один из самых распространенных суфийских тарикатов (путей приближения к Богу). Будущий шейх родился неподалеку от Бухары в селении, которое называлось Касри-Хиндуван (индийский дворец) – впоследствии его стали называть Касри-Арифон (дворец познавших Всевышнего).
Как передается, еще в детстве родители увидели необыкновенные способности этого мальчика. Когда он подрос, он стал учеником известного в то время шейха Сайида Амира Кулали. Шейх также отметил у своего ученика необыкновенное усердие на пути приближения к Богу. Затем Багауддин, как передается, учился у Арифа Диггарани, потом у шейха Касима из суфийского тариката Ясавия. После этого он еще 12 лет обучался у ясавийского шейха Халила.
До нас дошло не так много достоверных сведений об этом великом человеке, поскольку он был очень скромен и не разрешал ученикам записывать его слова или поступки. Все его изречения были собраны уже после его смерти. Шейх Багауддин проповедовал аскетизм, считая, что мюриду – человеку, вставшему на путь приближения к Богу, будет грехом стремиться к мирским богатствам. Он сам выполнял всякую физическую работу – готовил еду для своих учеников, подметал улицы, ремонтировал дороги, во время строительства мечети сам носил кирпичи.
Шейх наставлял своих учеников:
«Ведите себя в одиночестве так же, как вы вели бы себя на людях».
То есть, помните, что, если люди вас не видят, вас всегда видит Господь.
Кто-то спросил шейха Багауддина: «Каким образом достигается хузур (концентрация) во время намаза?» Он ответил: «Для этого человеку следует только дозволенную (халяль) пищу, помнить о Всевышнем не только в намазе, но и вне его - во время омовения (вуду) и произнесения такбира (перед вступлением в намаз)».
Один из его самых знаменитых преемников, шейх Аляуддин Аттар рассказывал: «Когда приблизился час смерти шейха Багауддина (да будет доволен им Аллах), мы читали суру Ясин. Когда мы дошли до середины суры, вдруг появился ослепительный свет – и шейх перестал дышать».
Шейх Багауддин скончался ночью во вторник, третьего числа месяца рабиуль-авваль 791 года хиджры (1389 г. григорианского календаря) в возрасте 73 лет.
Анна Кобулова