Чудеса Корана могут понять лишь те, кому Аллах даровал басират (проницательность)

Начало: Досточтимый Сыддик: какие аяты Корана связаны с Абу Бакром?

Восьмой аят:

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (Тауба, 100).

Среди муфассиров были различные мнения относительно того, кто первым уверовал в Посланника Аллаха ﷺ. Кто–то говорил, что это была праведная Хатиджа (р.а.), а кто-то считал, что это был Абу Бакр. Второе мнение более сильное, так как

Расулюллах ﷺ соизволил сказать: «Если взвесить на весах иман Абу Бакра с иманом других муминов, то иман Абу Бакра окажется весомее».

Если кто-то первым совершит благое дело, а затем кто-то другой, беря с него пример, сделает то же самое, то саваб за его поступок запишется им обоим.

Посланник Аллаха ﷺ также говорил: «Превосходство Абу Бакра над вами заключается не в его намазе или соблюдении им поста-уразы, а в том, что имеется у него в сердце».

Абу Бакр (р.а.) особенно превосходит других людей относительно марифатуллаха, то есть по степени познания Аллаха. Если бы кто-нибудь превосходил Абу Бакра (р.а.) по степени познания Аллаха, марифатуллаха, то это был бы величайший из людей.

Девятый аят:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (Тауба, 119).

Саид б. Джубайр (р.а.) говорил: «В этом аяте под правдивыми (садыйк) имеются в виду достопочтенные Абу Бакр и Умар».

Во время выборов первого халифа ансары и мухаджиры предложили: «Пусть один будет от нас, один – от вас».

После этого Абу Бакр (р.а.) поднялся на минбар и прочел этот аят:

«(Добыча принадлежит) также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми» (Хашр, 8).

Он говорил о том, что этот аят свидетельствует о честности и правдивости мухаджиров, что аят «Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» повелевает быть вместе с правдивыми, то есть с мухаджирами, что ансары являются уверовавшими (муминами), мухаджиры же являются правдивыми (садыйками).

Так получалось, что мухаджиры превосходят ансаров своей честностью и правдивостью. После этого ансары отказались от желания избрать от своей среды отдельного халифа.

Десятый аят:

«Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными» (Зумар, 33).

Хазрати Али (р.а.) говорил, что явившийся с правдой – это Мухаммад ﷺ. Под тем, кто признал ее истинность имеется в виду Абу Бакр (р.а.).

Одиннадцатый аят:

«Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли. Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Хадид, 10).

Достопочтенный Кальби говорил, что этот аят был ниспослан про Абу Бакра (р.а.) и в очень ясной форме излагает его превосходство над другими.

Абу Умама спросил у Амра б. Аниса (р.а.): «Почему ты утверждаешь, что очень глубоко веруешь и являешься искренним мусульманином?»

Амр ответил так:

«До того, как стать мусульманином, я видел, что народ находится в заблуждении, и не мог найти никого, следующего истине. В это время я получил известие, что в Мекке один человек претендует на пророчество.

Когда я пришел к нему, его народ одерживал над ним верх, он же был в положении побежденного.

«Ты кто?» – спросил я.

«Я пророк», – ответил он.

«Что означает пророк?» – задал я вопрос.

«Я посланник Аллаха», – последовал ответ.

«Для чего Он направил тебя?»

«Я был послан для того, чтобы сообщить о единстве Аллаха, об отсутствии равных ему, и с повелением не поклоняться идолам, навещать родственников», – ответил он.

«Сколько человек сейчас с тобой?» – спросил я.

«Один свободный и один раб», – ответил он и показал на Абу Бакра и Биляла Хабаши. Я тоже стал мусульманином. Третьим мусульманином стал я, вот поэтому так говорю».

Абдуллах б. Масуд (р.а.) сказал: «Ислам вывели на свет мечом Посланник Аллаха и Абу Бакр».

Хазрати Али (р.а.) говорил: «Первым в исламе был Посланник Аллаха, вторым – Абу Бакр, третьим – Умар. Если ко мне приведут того, кто утверждает о моем превосходстве над ними, то я укажу ему на его место и лишу его права свидетельствовать».

Двенадцатый аят:

«Они отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Шура, 38).

Этот аят был ниспослан относительно Абу Бакра (р.а.), поскольку он полностью израсходовал всё свое состояние на пути Аллаха и не слушал тех, кто порицал его за это. Также этот аят можно отнести ко всем муминам.

Тринадцатый аят:

«Скажи бедуинам, оставшимся позади: «Вас еще призовут воевать против людей, обладающих суровой мощью. Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в ислам. Если вы подчинитесь, то Аллах дарует вам прекрасную награду. Если же вы отвернетесь, как отвернулись прежде, то Аллах причинит вам мучительные страдания» (Фатих, 16).

Рафи б. Хадидж говорит следующее:

«Мы постоянно читали этот коранический аят, однако не знали, когда это произойдет. Когда Абу Бакр призвал асхабов в Ямаму сражаться против Мусайлимы аль-Кеззаба, мы поняли, что это как раз тот призыв, о котором сказано в аяте. В нем есть сведения из мира сокровенного. Через некоторое время эти предсказания сбылись. Это чудо является ответом мульхидам (безбожникам). В адрес сторонников бид’ата в аяте содержится предупреждение об истинности халифства Абу Бакра. Поскольку Аллах Всевышний сказал: «Вас еще призовут воевать против людей, обладающих суровой мощью» и повелел ответить тому призыву, а также обещал награду тем, кто последует призыву. Следовательно, следование этому призыву Аллах сделал ваджибом. По мнению муфассиров, если здесь речь идет о сражении в Ямаме, то призывающим был Абу Бакр, что является доказательством его имамата. Если же речь идет о сражениях в Иране или Византии, то призывающий – Умар. И тогда можно говорить о правомерности его имамата».

Редко кто приводит иное толкование кроме этих двух. Упомянутый аят, приводя сведения из мира сокровенного, выявляет чудесную сторону Корана, которую не каждый сможет понять. Чудеса Корана могут понять лишь те, кому Аллах даровал басират (проницательность).

Четырнадцатый аят:

«Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (калима-и таухид), Мы облегчим путь к легчайшему» (Лейл, 5-7).

Слово «хюсна» (наилучшее) истолковывалось как обещание Аллаха дать саваб, или калима-и таухид, или Рай. Аллах Всевышний обещал облегчить дела тем, кто поступал согласно Его повелениям. Поскольку Абу Бакр (р.а.) раздал свое имущество на пути Аллаха, то было передано, что этот аят был ниспослан о нем.

Пятнадцатый аят:

«Отдален будет от него (от Огня) богобоязненный, который раздает свое богатство, очищаясь» (Лейл, 17-18).

Хишам передал от своего отца Урвы:

«Абу Бакр выкупил и освободил семерых рабов, которых мучили мушрики за принятие ислама. Первым из них был Билял, второй – Амир б. Фухайра, третья – дочь Амира – Хиндия.

После принятия ислама Хиндия потеряла зрение. Мушрики злорадствовали: «Лат и Узза лишили ее зрения». Хиндия в ответ говорила: «Я не верю ни Лату, ни Уззе».

Аллах Всевышний вернул ей зрение. Когда Хиндия рядом со своей хозяйкой молотила пшеницу, мимо проходил Абу Бакр (р.а.).

Хозяйка говорила Хиндии: «Я не стану тебя освобождать, только если твой брат по вере выкупит и освободит тебя».

Абу Бакр (р.а.) услышал эти слова и спросил, за сколько она продаст ее. «Продам за столько-то серебром», – ответила женщина.

Абу Бакр (р.а.) выкупил Хиндию и освободил ее.

Абдуллах б. Зубайр (р.а.), однажды читая хутбу, сказал следующее:

«Абу Бакр (р.а.) выкупал слабых рабов и освобождал их. Его отец спросил у него: «Почему ты не покупаешь сильных рабов?»

Абу Бакр (р.а.) ответил: «Я выкупаю и освобождаю слабых рабов, дабы Аллах Всевышний освободил меня, слабого раба, от огня Ада».

Мумины назвали Абу Бакра (р.а.) преемником, халифом.

Посланник Аллаха ﷺ тоже сказал: «В соответствии с религией Аллаха, Абу Бакр – мой халиф», – и обратился к Абу Бакру (р.а.), как к своему преемнику, халифу.

Аллах Всевышний также упомянул о нем, как о халифе, сказав в аяте:

«Он непременно сделает их наместниками на земле» (Нур, 55).

Вопреки всему этому, рафидиты продолжали его проклинать. Аллах Всевышний сказал:

«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Ниса, 115).

Читайте также: Когда и почему возникли первые искажения в области вероубеждения?

Рафидиты противятся Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Аллах Всевышний говорит: «Он – великий представитель Ислама и укрепит религию». Рафидиты говорят: «Нет».

Аллах Всевышний говорит: «Абу Бакр-мумин, он уверовал в сокровенное». Рафидиты же утверждают: «Нет, он не является мумином».

Аллах Всевышний говорит: «Он был благодетельным, обладал благим нравом».

Рафидиты говорят: «Нет, он лживый, ненастоящий».

Аллах Всевышний говорит: «Он мунфик, то есть человек, много расходующий своего имущества на пути Аллаха».

Рафидиты говорят: «Нет, он лицемер-мунафик».

Примечание

Собака обитателей пещеры (асхаб аль-кахф) шел вместе с ними и остался в пещере, уснул. В Раю и в киямате он будет вместе с ними. Разве тебе не покажется странным, когда плохо говорят об Абу Бакре (р.а.), который в течение многих лет был рядом с Посланником Аллаха , слушал его беседы-наставления, сопровождал его во время переселения, всегда был готов отдать за него свою жизнь?

Разве преемлемо плохо думать про Абу Бакра, о котором было сказано, что он и в могиле, и в Раю у водоема Каусар, и перед взором Всевышнего Аллаха будет вместе с Посланником Аллаха , и про которого были ниспосланы коранические аяты?

Шамседдин Сиваси «Предания о четырех халифах»

Все фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle